Торговая империя Средневековья
Балтика – между Западом и Востоком
Как и в наше время, Балтийское море с раннего Средневековья имело большое экономическое значение для европейской торговли. Регион был связующим звеном между Восточной Европой и Великобританией, по торговым путям Балтики шел непрерывный обмен товарами из Скандинавии и Германии, Руси и стран атлантического побережья. Финский залив открывал торговцам пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (Волжский торговый путь), а Ладога становилась первым опорным пунктом для путешественников в экзотические страны.
Ко второй половине X века восточное направление торговли на Балтике несколько утратило актуальность. Исследователь Дональд Харрельд (Donald Harreld) среди причин падения товарооборота между Западом и Востоком называет, помимо прочего, успешную христианизацию скандинавских королевств (а чуть позже – и Руси). Распространение христианства в Дании, Норвегии и Швеции ознаменовало собой и конец «эпохи викингов» – норманны, познакомившиеся с Библией, осознали, что с соседями выгоднее торговать, нежели их грабить.
С другой стороны, развитие внутренней торговли в Германии и открытие месторождений драгоценных металлов в Центральной Европе привели к тому, что на Балтике появились и немецкие торговцы. Колонизация побережья современной Померании (область на территории Северной Германии и Польши) и Восточной Пруссии и проникновение в Прибалтику открыли для немцев морские торговые пути Северной Европы – они сулили хороший доход. Поначалу купцы лишь перепродавали товары, приходившие в города из Северной и Западной Европы. На Балтике в ту эпоху доминировали в торговле фризы и скандинавы – однако уже в XIII веке они столкнулись с немецкими дельцами, объединенными в Ганзейскую торговую лигу.
Объединение немецких вольных городов
Активная колонизация южного побережья Балтики и завоевание полабских славян привели к появлению целого ряда немецких городов в Померании и устье Эльбы. Этот регион станет в XII–XIII веках одной из важнейших торговых артерий Священной Римской империи. Ту же роль играла и река Траве, на берегах которой в середине XII века гольштейнский граф Адольф II основал Любек – значимый торговый узел Западной Балтики.
Любек, Нюрнбергская хроника, 1493 г. wikiwand.com
Одновременно с этим саксонский герцог Генрих Лев пытался мирно распространить влияние немецких торговцев на острове Готланд, важный пункт в торговле с русскими землями. На восток через причалы Висбю, столицы Готланда, шли ткани и предметы роскоши, а из славянской республики прибывали корабли с пушниной и воском. В 1161 году Генрих заключил с островитянами договор, регулировавший торговые отношения и существование немецких торговцев в Висбю. Последние организовали отдельное сообщество купцов, ведущих дела на Балтике. Исследователь Филипп Доллингер (Philippe Dollinger) называл его прообразом будущего Ганзейского союза.
Немецкие торговцы стремительно проникали и на другие рынки. Во второй половине XII века они появились в Великом Новгороде. Изначально не выделявшиеся из готландцев, со временем немцы стали столь многочисленны, что для них отвели отдельный участок земли – Немецкое подворье. Группы торговцев Священной Римской империи появлялись и в других городах раздробленной Руси: Пскове, Полоцке, Смоленске, Витебске. Вместе с колонизацией Восточной Пруссии конторы немецких купцов возникали и в новых городах – так, основанная в 1201 году Рига стала важным перевалочным пунктом для коммерсантов. Больших успехов немцы добились и в Лондоне: еще в 1157 году английский король Генрих II даровал особый статус торговцам из Кёльна, а спустя сто лет похожими правами наделили выходцев из Любека и Гамбурга.
Купеческие торговые союзы не были новым словом в истории коммерции. Примерно в тот же период на Средиземном море заключали соглашения купцы из Венеции, Генуи, Вероны и других городов. Однако соперничающие друг с другом республики то и дело разрывали договоры и выясняли отношения при помощи силы. На Балтике же ситуация складывалась по-другому: поддержать собственную конкурентоспособность, подорвать влияние скандинавов и утвердиться в Новгороде можно было лишь с помощью торгового союза.
Первый договор на городском уровне заключили представители Гамбурга и Любека в 1241 году. Он касался свободы передвижения жителей, общей борьбы с разбойниками на дорогах и выдачи преступников. Спустя несколько лет города договорились о сотрудничестве в денежной сфере: курс пфеннига (денежная единица) и Любека, и Гамбурга устанавливался одинаковым для обеих сторон. Так союз приобретал не только экономический, но и политический вес.
К концу столетия к союзу Любека и Гамбурга присоединились другие крупные немецкие торговые центры, среди которых Росток, Люнебург, Висмар и Штральзунд. К середине XIV века Ганзейский союз насчитывал уже около 70 членов по всему побережью Балтийского моря. Но не стоит воспринимать это объединение монолитным. У торговцев из разных частей Балтики были свои интересы, которые они отстаивали на собрании коммерсантов и чиновников в Любеке. Отдельные группы составляли купцы из городов Восточной Пруссии или Померании – разногласия решали полюбовно. Сохранение единства союза было важнее всего в борьбе за место под торговым солнцем.
Портовая жизнь в ганзейском поселении. Гамбургская городская хартия 1497 г. britannica.com
Борьба за место под солнцем
Главной угрозой для Ганзейского союза были торговцы из скандинавских стран, интересы которых активно отстаивали монархи. Ситуацию усугубляло желание немецких феодалов вернуть контроль над свободными городами Северной Германии, которые один за другим в XII–XIII веках получили грамоты, даровавшие особый статус внутри Священной Римской империи. Управляющие этими городами герцоги Мекленбурга и графы Гольштейна часто пользовались поддержкой датских монархов, с опаской смотревших на усиление торгового влияния Ганзейского союза на Балтике. В борьбе за рынки тот не чурался полувоенных мер: еще в конце XIII века немецкие торговцы выбили для себя особые привилегии во Фландрии, попросту заблокировав побережье. Убытки сделали их противников сговорчивее, заставив пойти на уступки. Со временем союз окончательно превратился в «Ганзу городов», могущественное объединение, способное дать отпор любым врагам.
Противостояние немцев и датчан началось в 1362 году. Скандинавский король Вальдемар IV проводил активную антиганзейскую политику, сначала потребовав денежную выплату от купцов за продление их льготного положения в Дании. Затем, завоевав остров Готланд с городом Висбю, Вальдемар бросил Ганзе открытый вызов. Экспедиция против Копенгагена, снаряженная в 1362 году, закончилась провалом, однако немцы не планировали сдаваться. Второй раунд конфликта в 1367 году закончился победой союза: в сражении в Зундском проливе союзная флотилия разбила датский флот, а немецкий десант смог занять Копенгаген. Доминирование скандинавского флота на Балтике закончилось – начался «Золотой век» Ганзейского союза.
Датский король Вальдемар разгромил ганзейский флот в 1362 году перед Хельсингборгом (Швеция). Иллюстрация: H.-J. Draeger / BOYENS BUCHVERLAG, hanse.org
Русь – важнейший торговый партнер Ганзы
Доминирование Ганзейского союза длилось почти век. В 1436 году немцы по итогам очередной войны со скандинавскими королевствами завоевали право не выплачивать Зундскую пошлину – особый денежный сбор, взимаемый датскими королями с торговых кораблей при прохождении датских проливов. Ганза сосредоточила в своих руках контроль над морскими перевозками со всего Балтийского моря – поток товаров из Англии и Нидерландов на Западе и Новгорода на Востоке. Большая сила породила и большую ответственность: немецкие торговцы отвечали за безопасность коммуникаций на море и боролись с пиратством. В начале XIV века на Балтике активно действовали «виталийские братья», нападавшие на суда как Ганзы, так и других стран. Противники торгового союза использовали пиратов для подрыва их влияния, однако в 1401 году немцы разбили их в морском сражении и взяли в плен предводителя «братьев», Клауса Штёртебекера. После этого активность виталийцев постепенно сошла на нет.
Виталийские братья. Иллюстрация: Herbert Bartholomäus, booklooker.de
Определенные трудности испытывали немецкие торговцы и в отношениях с Новгородом. Фактически почти весь экспорт товаров из Руси оказался в руках немецких купцов. Это не устраивало новгородскую аристократию, стремившуюся развивать отношения с другими партнерами. Монополия приводила к частым конфликтам, которые заканчивались бойкотом товаров и разгромом домов в Немецком дворе. Серьезный разлад произошел в конце XIV века – на протяжении семи лет, с 1385 года, торговля между Новгородом и городами Ганзы прекратилась. Долгое эмбарго приносило лишь проблемы, поэтому в 1392 году представители ливонских городов торгового союза заключили с новгородцами мирный договор, вошедший в историю под названием Нибурова мира.
Этот договор стал основой для отношений Новгорода и Ганзы почти на сто лет – до тех пор, пока республика не оказалась присоединена к Московскому царству. Иван III, считавшийся союзником датского короля, проводил последовательную антиганзейскую политику. Она практически убила торговлю Новгорода и северогерманских городов: участившиеся аресты немецких купцов не позволяли восстановить нормальные экономические отношения, поэтому центры товарообмена перенеслись в другие города. Большое влияние получил Псков, где во время правления Ивана Грозного появился свой Немецкий двор. Новгородское же поселение немецких купцов было закрыто еще в 1494 году, а спустя несколько лет в результате очередного пожара почти все постройки оказались уничтожены.
Купцы из Новгорода торговали мехами, воском, медом и дровами. Иллюстрация: H.-J. Draeger / BOYENS BUCHVERLAG, hanse.org
Даже нормализация отношений с Ганзой и высочайшее позволение на новое открытие Немецкого двора не смогли восстановить роль Новгорода в русской торговле. В XVI веке роль немецких торговцев в экономической жизни России постепенно сошла на нет – причиной стало постепенное угасание торгового союза.
Закат могущественного союза
Ко второй половине XV века Ганзейский союз начинает путь к закату. Он уже не мог достойно соперничать с новой исторической реальностью. С одной стороны, на авансцену начали прорываться коммерсанты из Англии и Нидерландов. С другой – эпоха расцвета независимых городов Германии постепенно подходила к концу: бюрократическая волокита давала молодым национальным государствам Европы время для решительных действий и поддержки национальной торговли. Ситуация складывалась не в пользу ганзейских городов и внутри Германии: южногерманские банкиры и купцы из дома Фуггеров теснили любекских, гамбургских, кельнских и других коммерсантов.
Иллюстрация: H.-J. Draeger / BOYENS BUCHVERLAG, hanse.org
Однако Ганза не собиралась сдаваться без боя. В 1468 году началась англо-ганзейская война из-за нежелания Лондона продлевать особый статус ганзейских торговцев в Лондоне. После нескольких стычек и успешных действий немецких каперов столкновение завершилось в пользу Ганзы – однако этот успех стал последней победой северогерманских городов в открытой войне. Другой головной болью Ганзы оставалась Реформация, расколовшая некогда единый союз по религиозному признаку. Католики и протестанты не хотели действовать совместно против своих торговых противников, вопросы веры ставились выше вопросов получения прибыли.
Открытие Нового Света и смещение центра тяжести европейской торговли на Запад предопределили закат Ганзейского союза. Балтика оказалась на задворках европейских коммерческих коммуникаций, а бесконечные войны окончательно превратили Балтийский регион в европейскую «провинцию». Немецкие города пытались спасти ситуацию, реформировав структуру организации, но момент уже был упущен. Постепенное затухание союза длилось несколько веков, пока в 1669 году не состоялся последний съезд представителей городов.
Ганзейский фестиваль, Берген. Фото: Eivind Sennese, hansa2016photo.wordpress.com
Несмотря на бесславный конец, Ганза оказала большое влияние на историю Европы не только в позднее Средневековье, но и в настоящее время. После Второй мировой войны Европа пошла по пути интеграции, поэтому любой пример похожих процессов из прошлого автоматически становился частью «мифа о единой Европе». Ганза жива – в стремлениях европейцев к объединению, названиях организаций (знаменитая немецкая авиакомпания Lufthansa в своем наименовании отсылает именно к Ганзейскому союзу) и в ежегодных культурных мероприятиях, реконструирующих пестрый европейский ландшафт.
Общество
Никита Николаев