Сервис на высоте
Куда деть ноги, или От чего зависит расстановка кресел?
От стандартной схемы и совести авиаперевозчика, который переоборудует приобретенные самолеты под свои нужды. И может от этой схемы отступать в интересах пассажировместимости, которые иногда противоречат отраслевому стандарту. Что касается российской реальности, то подробности этого стандарта изложены в документе «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Пассажирское, бытовое и вспомогательное оборудование. Общие технические требования». Именно здесь зафиксировано расстояние между креслами, которое зависит от продолжительности воздушного пути. На местных линиях в рейсах короче двух часов шаг кресел эконом-класса должен составлять 75 см, бизнес-класса – 90 см. Если полет длится дольше двух часов, в эконом-классе кресла должны «разнести» еще на 3 см друг от друга. На магистральных линиях при времени полета до трех часов шаг кресел в эконом-классе – 81 см, свыше трех часов – 87. Цифра для бизнес-класса – 96 см в обоих случаях.
Определить шаг кресел прямо в полете нетрудно, имея рулетку в ручной клади: для этого надо измерить расстояние между двумя одинаковыми точками двух рядов кресел (краями подлокотников, подголовников и т. д.). При несовпадении результатов с нормами можно письменно пожаловаться контрольно-надзорным органам. А можно заранее выяснить, насколько комфортно вам будет лететь, – всю информацию об обслуживании авиакомпания обязана предоставлять, и если на ее сайте подробностей маловато, вы имеете право послать перевозчику e-mail с запросом или позвонить в представительство. Помните, что у отечественных и иностранных авиакомпаний разные стандарты, и зарубежные, как правило, строже.
Что это, или Почему в самолете невкусный кофе?
Одна и та же вода во время полета используется как для гигиенических целей, так и для пищевых. То есть в кухне вода своя, а в туалете своя, но берется она в одном месте – из гидранта в аэропорту. Это обычная водопроводная вода, которую перед заправкой в спецавтомобиль обеззараживают – хлорированием, например. Неудивительно, что вкус горячих напитков в самолете отличается от тех, что вы готовите дома.
Почему дышать нечем, или Какой воздух в салоне?
Гарантировать нам чистый воздух в салоне не могут пока даже крайне современные лайнеры. Максимум, что они могут себе позволить по этой части, – более дорогие воздушные фильтры и увлажнители. А жаль – последние бы не помешали: в салоне нагнетается забортный воздух, влажность которого на больших высотах – всего процентов 25–30. Воздушные фильтры мало отличаются от тех, которыми оснащены «земные» кондиционеры. А вот «земное» давление, будь оно в салоне во время полета, распирало бы самолет изнутри, поэтому для уменьшения нагрузки на корпус давление в самолете снижают до уровня давления на высоте 2400–2500 м.
Интересно, сколько ему лет, или Так ли страшен устаревший авиапарк?
Распространено мнение о том, что у нас в России летать можно только на старье. Это не так: на старье можно летать и в самых прогрессивных частях света, и не всегда это будет объективное старье, только чудом избегающее катастроф. Сейчас в мире примерно 21 тысяча самолетов, и половина из них старше 20 лет. Средний возраст американских самолетов не меньше, чем российских, – 17 лет. Средний возраст самолетов «Аэрофлота» – 5,3 года, а немецкой «Люфтганзы» – 12,6. Последние строчки в «возрастном» рейтинге авиакомпаний вместе с российской «Трансаэро» (более 15 лет) занимают три крупных американских перевозчика, «канадец», израильская компания. При этом «Трансаэро» (на 95-м месте из 100) входит в избранное число самых безопасных авиакомпаний мира – за всю историю развития у нее не было ни одной катастрофы. Вывод – количество рисков не является прямо пропорциональным количеству прожитых лет. Ну а что касается обновления именно российского авиапарка – увы, развитие отечественных авиакомпаний пока опережает развитие нашего авиапрома. А закупкам за рубежом совсем не способствуют заградительные таможенные платежи и НДС на заграничные самолеты.
Кому мешает шторка, или Зачем все эти правила?
Зачем пристегивать ремни – понятно, зачем слушать инструкции стюардесс – тоже, даже вред от включенного мобильника можно себе представить, но свет-то зачем выключать, да еще и открывать шторки на «окнах»? Взлет и посадка – самые ответственные моменты полета, и логично, что эта ответственность распределяется на всех участников мероприятия в меру их подготовки. Пока пилот выруливает на взлет, задача пассажира – подготовиться к внештатной ситуации, в том числе – поднять шторку. Если вдруг упомянутая ситуация возникнет, то, во-первых, глаза быстрее адаптируются к изменившемуся освещению, и это ускорит эвакуацию, если до нее дойдет. Во-вторых – бортпроводникам, да и пассажирам в этом случае надо видеть, что происходит за бортом, и сообщать об этом экипажу. В-третьих, спасателям, если и до них дойдет, снаружи тоже надо знать, какая обстановка в салоне. В-четвертых, посадка бывает такой жесткой, что пластмассовая шторка может сломаться и нечаянно причинить вам не только моральный, но и физический вред.
Что касается радиоэлектронных приборов – возможность их влияния на электронные системы самолета пока существует в теории. Еще никто не провел масштабных исследований этого вопроса и никто не зафиксировал использование гаджетов в качестве причины авиакатастрофы. В 2013 году Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) для изучения проблемы была создана рабочая группа, результатом работы которой и стало, по-видимому, официальное разрешение для американцев пользоваться гаджетами на протяжении всего полета. Правда, звонить по телефону и отправлять смс новые правила по-прежнему запрещают. А вот в этом смысл как раз есть: если во время рейса одному из пассажиров сообщат об аварии другого самолета или о возможном теракте – паника на борту обеспечена.
Сколько еще ждать, или Сколько можно ждать в рублях?
В рейтинге причин опозданий авиатранспорта на самом последнем месте находятся проблемы с посадкой и регистрацией. Выше идет неисправность машин, погода, медленная работа наземного комплекса обслуживания, опоздавшие пассажиры, которых ждут всем самолетом, и слишком плотное расписание авиарейсов, что усложняет и работу систем управления воздушным движением. Таким образом – небеса перегружены, а взлетные полосы иногда переполнены не хуже дорожных. Отсюда задержки рейсов, которые нужно переносить не только стоически, но и логически – то есть требовать компенсаций, которые вам полагаются. А полагается вот что:
– если рейс задерживается на час и более, вам обязаны организовать хранение багажа и комнату матери и ребенка (если вы мать и путешествуете с ребенком в возрасте до семи лет);
– если рейс задержали на два часа и более, вам должны предоставить прохладительные напитки и два телефонных звонка (в том числе за границу) или два письма по e-mail;
– при задержке на четыре часа и более вас должны обеспечить горячим питанием, далее каждые шесть часов в дневное время и восемь часов ночью;
– при задержке рейса более чем на шесть-восемь часов вас обязаны разместить в гостинице, при этом бесплатно доставить вас туда от аэропорта.
Все эти правила не зависят от причин задержки рейса. А если опоздание случилось по вине авиакомпании, вам полагается компенсация – 3% от стоимости билета за каждый час ожидания. Если кормить вас не стали и в отель не заселили – это повод заказать себе что-то подороже, потому что авиакомпания обязана компенсировать вам расходы. Надо только правильно составить претензию и не забыть приложить к ней все чеки, справку о задержке рейса и билет.
Наверное, если бы не все эти нюансы, авиаперелеты стали бы для нас не только самым безопасным способом перемещения по планете, но и самым скучным. Но до этого еще далеко, а тем, кто хочет больше узнать об авиации, полезно летать не в качестве пассажира, а в качестве пилота – на авиатренажере, например. А если вам прямо сейчас хочется в небо, могу посоветовать несколько интересных сервисов. Вот тут можно посмотреть, кто, где и как летит. Вот тут можно послушать, о чем говорят пилоты с диспетчерами. А здесь можно посмотреть видео взлетов и посадок из кабины пилотов.
Общество
Юлия Александрова