я могу ...да почти всё...
Самая непростительная ошибка – отказ от действий из-за страха ошибиться
Анна Лаптева
Все записи
текст

Санкции и владычица морей

В истории XVI–XVII веков есть нестыковки. Почему великие географические открытия совершили страны континентальной Европы, а титул владычицы морей прочно закрепился за Великобританией? Пока первооткрыватели новых земель из Испании, Португалии и Голландии снаряжали дерзкие экспедиции, чертили морские карты, экспериментировали в кораблестроении и развивали портовую инфраструктуру, англичане придумали кое-что получше. И преуспели больше остальных.
«Правь, Британия, морями» Nicholas Habbe, 1876 г.
Иллюстрация: Nicholas Habbe, victoriancollections.net.au

Неожиданный конкурент

Справедливости ради отметим, что всем перечисленным выше жители Туманного Альбиона тоже серьезно занимались. Благодаря их предприимчивости английская корона тоже успела обзавестись несколькими колониями в Новом Свете. Для освоения Американского континента были созданы две торговые компании: северная – Плимутская, и южная –Лондонская.

У Великобритании был не только мощный торговый флот, но и немалый удельный вес в мировой торговле, а также тесно связанный с ним опыт морских баталий. Англичане не только отчаянно сражались с пиратами, но и сами успешно выступали в их качестве. Стычки на море перерастали в более крупные сражения, которые наносили урон как Англии, так и ее главному морскому противнику – Испании.

Крупные морские державы все чаще сталкивались с конкуренцией со стороны небольшого государства на побережье Северного моря – Республики Соединенных Провинций, нынешней Голландии. От Испании она отделилась в конце XVI века, но всего за полстолетия создала торговую империю, территория которой простиралась от Нового Амстердама (нынешний Нью-Йорк) на западе до японских островов и Индонезии на востоке. Из Азии голландцы постепенно вытеснили португальцев, с Балтийского побережья – города Ганзы, а из европейских портов – не только итальянских и французских купцов, но даже англичан.

Голландское чудо

Предпосылок у этого голландского чуда было несколько. Самой очевидной из них стал огромный и дешевый флот. Из 20 тысяч судов, которыми в середине XVII века располагала Европа, на долю Голландии приходилось 16 тысяч.

Голландцы разработали и начали активно использовать свой знаменитый флейт – дешевый, вместительный и удобный в управлении типовой корабль. Его «штамповали» из доступной сосны вместо дорогого дуба, но экономия на материале в данном случае не была главным преимуществом. Флейт, доходящий до 40 м в длину, обладал сравнительно узкой палубой – около 6,5 м, при этом его корпус расширялся книзу, создавая дополнительный объем для просторного трюма. Такой «фокус» вводил в заблуждение таможенников – они недооценивали грузоподъемность корабля на глаз, а значит, его владелец существенно экономил на пошлинах при проходе через проливы.

голландский флейт, иллюстрацияФлейт. Иллюстрация:Zuiderzeemuseum Enkhuizen, zuiderzeecollectie.nl

Свое «морское хозяйство» республика вела в условиях максимальной аскезы. Экономили как на количестве персонала в экипажах, так и на его жаловании. Французский отчет 1696 года сообщает, что корабль от 150 до 200 тонн обслуживает голландская команда в составе 7–8 человек, в то время как французы ставят 10–12. При этом французы получают 12–20 ливров в месяц, а голландцы согласны работать за 10–12…

Выстроив выгодную для заказчиков систему межконтинентальных и местных каботажных перевозок, голландцы получили доступ к важной бизнес-информации, позволяющей не только прогнозировать, но и устанавливать цены на множество товаров. Успеху способствовала и та тщательность, с которой им удалось организовать портовую инфраструктуру – хранение, учет и логистику всего, что подлежало перепродаже, а также собственную биржу.

Дела у негоциантов шли превосходно. Самым успешным из них республиканская форма правления позволяла занимать высокие позиции и влиять на политику государства в интересах своего бизнеса. К середине XVII века конкурентоспособность голландских морских перевозок вышла на недосягаемый уровень.

Догнать и перегнать Голландию

Терпеть превосходство какой-то захолустной Республики Соединенных Провинций английские промышленники и торговцы явно не собирались – им самим требовались новые рынки. Голландцев следовало поставить на место, а если точнее, место голландцев просто обязаны были занять они – англичане. Еще полвека назад единственным средством для этого стало бы беспощадное пиратство во всех ближайших морях, но времена изменились. К эффективному разбою на море решено было добавить нечто прогрессивное.

В ходе Английской революции и гражданской войны (English Civil War 1639–1660) в стране была провозглашена республика. Король Карл I был казнен, власть в 1649 году получил крупный бизнес во главе с Оливером Кромвелем – лидером радикальной партии «Independents», считавшей, что настала пора двигать историю вперед самостоятельно.

Оливер КромвельОливер Кромвель. Иллюстрация: Samuel Cooper, en.wikipedia.org

В октябре 1651 года надежды и чаяния английских торговцев и промышленников воплотились в новом законе, получившем название «Навигационный Акт Кромвеля».

От санкций к войне и обратно

Навигационный Акт подвергал санкциям всех (!) мировых перевозчиков, кроме английских. Он запрещал ввозить в британские порты товары, «произрастающие, производимые или вырабатываемые в Азии, Африке или Америке», на любых кораблях и судах, если их владельцы не являлись гражданами английского государства или его колоний. Запрет касался даже погрузки товаров на судно, если его собственник или капитан были иностранцами.

Все пути в британскую экономику для других государств были перекрыты, а условия для своего торгового флота – созданы. Тем не менее, останавливаться на этом англичане не собирались. Они искали ссоры с ненавистными голландцами. Получить для нее повод в те времена не составляло никакого труда. По инструкции английского флота 1643 года морякам следовало заставлять иностранные суда салютовать британским кораблям в британских морях, приспуская флаг или верхний парус. При этом британскими они считали все моря от мыса Финистерре в Испании до мыса Статен в Норвегии и мыса Скаген в Дании. Иногда англичан «заносило», и они требовали аналогичных приветствий даже в чужом порту.

Именно такая ситуация спровоцировала Дуврское сражение англичан с голландцами, а затем и привела к началу первой англо-голландской войны (1652–1654). Обе стороны быстро устали от военных действий и вскоре подписали мирный договор, что не помешало им спустя десятилетие ввязаться во вторую англо-голландскую войну (1665–1667), которая также не повлияла на расстановку сил в Европе.

Первая англо-голландская война, иллюстрацияПервая англо-голландская война. Иллюстрация: Jan Abrahamsz Beerstraaten, rijksmuseum.nl

В третью англо-голландскую войну (1672–1674 годы) англичан втянула союзная Франция. После ряда сражений стало ясно, что могущество Голландии сломлено… Англичане добились своего.

Новый санкционный пакет

Параллельно шла санкционная борьба. В 1660 году, спустя неполное десятилетие, когда английская монархия пережила реставрацию и корону надел Карл II Стюарт, Навигационный Акт Кромвеля ужесточили, хотя, казалось бы, куда уж жестче…

Новый навигационный Акт 1660 года запрещал ввозить на территории британских земель, островов, плантаций и территорий, а также вывозить с них любые продукты и товары всем кораблям, кроме тех, что принадлежат гражданам Англии или Ирландии. Таким образом, под запретом оказались перевозки, организованные даже жителями английских колоний.

Навигационный акт 1660 г.

Такого себе даже Кромвель не позволял. Согласно его закону, купец из колоний мог заниматься перевозками, если корабль принадлежал ему, а капитан и три четверти экипажа были англичанами. Теперь же эта «лазейка» была прикрыта. Все нарушители закона признавались контрабандистами и привлекались к ответственности. Монополия на перевозку товаров между Великобританией и ее колониями плотно закрепилась за англичанами.

Почувствовать себя в потоке

Новый Акт о поощрении торговли 1663 года еще сильнее укрепил позиции английских перевозчиков, поскольку запретил ввоз товаров из Европы в свои колонии для любых кораблей, кроме построенных и загруженных в Англии и Уэльсе. Хозяин или капитан прибывшего в порт судна в течение суток был обязан предъявить губернатору колонии список ввозимых товаров и документы о том, что корабль совершенно английский: принадлежит англичанину, и его капитан вместе с тремя четвертями команды – тоже англичане.

Сердце Британии билось учащенно от предчувствия экономических выгод. Благодаря новому санкционному пакету получалось, что любой корабль, направлявшийся в британские колонии, должен был пройти через порт Англии или Уэльса, где с них, естественно, взимались пошлины. Лондону удалось невероятное: оставаясь на месте, он оказался в точке пересечения мощных экономических потоков. Инициатива у голландцев была перехвачена в части тех перевозок, которыми занимались подданные английской короны.

Жители колоний, однако, были не в восторге. В новых землях они искали свободы и процветания, а новый закон ограничивал их возможности во всем – и в торговле тем, что они производили, и в покупке товаров у прибывших морем иностранцев.

Несвободная торговля

Навигационные акты превратили колонии Великобритании в бурно растущий, да к тому же защищенный от конкуренции рынок сбыта для ее главного товара – шерстяных изделий, а вместе с ними и для всего, что на тот момент могла произвести промышленность Туманного Альбиона.

Свободной такая торговля выглядела только со стороны англичан – они назначали цену не только на то, что продавали, но и на то, что покупали. Обратными рейсами английские корабли с английскими капитанами и матросами везли в Старый Свет сахар, хлопок, шерсть, мех, рис, имбирь, красители для тканей, древесину, шелк-сырец, металлы, поташ и, конечно, табак.

Великобритания потребляла лишь треть из того, что импортировала из колоний, остальное шло на выгодную перепродажу соседям. На банковских счетах торговых компаний оседало золото, а государственная казна бойко пополнялась пошлинами, превращая вчерашнюю завистницу успешных голландцев в грозную владычицу морей.

В обход санкций

И все же, перефразируя классика, отметим, что строгость навигационных актов смягчалась необязательностью их исполнения. Незаконная торговля процветала параллельно с запретами. Имперский флот мужественно охранял колониальные порты от посягательств иностранных торговцев, но строгие губернаторы регулярно отправляли в Лондон жалобы на бесчинства контрабандистов.

Контрабандисты, иллюстрацияКонтрабандисты. Иллюстрация: John Atkinson, rmg.co.uk

Бравые мореходы разных стран находили бреши в имперской обороне и не только обеспечивали колонистов всем, чего им недоставало, но и хорошо на этом зарабатывали. В результате внутри империи возник баланс: метрополия продолжала богатеть вполне легально, а колонии – еще и благодаря контрабанде. Равновесие было нарушено при попытке англичан закрутить гайки, но это уже совсем другая история.



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK