С пустыней по пути: как живут бедуины
Иллюстрация: Thomas Sheard, www.cv.vic.gov.au
А вот как писал о кочевниках пустыни арабский историк и философ XIV века Ибн Хальдун: «В силу своей дикости бедуины менее всех прочих наций склонны подчиняться друг другу, ибо они грубы, горды, честолюбивы и стремятся быть лидерами». Хальдун исследовал то, как повлияли отношения бедуинов с городским арабским населением на становление государств и развитие цивилизации в целом. Считается, что обычаи и традиции бедуинов ни много ни мало составили основу общеарабской культуры. И даже пророк Мухаммед, ключевая фигура ислама, в раннем детстве воспитывался в бедуинской семье.
Фото: Rami Sajdi, www.acacialand.com
ПРАРОДИНОЙ БЕДУИНОВ был Аравийский полуостров, откуда кочующие арабские племена распространились по пустынным территориям Ближнего Востока и Северной Африки вплоть до Атлантического океана. Само понятие «бедуины» произошло от арабских слов «бадия» или «аль-байда» (пустыня) и «бадауи» (ее обитатель). Бедуинами европейцы окрестили все племена арабского происхождения (а в Африке – не всегда арабского), ведущие неоседлый образ жизни.
Фото: Skafrica, www.istockphoto.com
Это не только про кочевников, живущих в шерстяных шатрах и пасущих одногорбых верблюдов, но и про полуоседлых, которые в горных долинах и степях разводят, кроме дромедаров, еще коз, овец и лошадей и возделывают землю, а также про тех «угнездившихся», кто чтит память своих кочевавших предков. Кстати, чем больше правительства стран пытаются контролировать кочевников, чтобы управлять ими, тем сильнее их интерес к своему прошлому и рост этнического самосознания.
ЕСЛИ ПРИ СЛОВЕ «БЕДУИНЫ» нам представляется одинокий караван, затерянный посреди бескрайнего океана песков, то в реальности их не так уж мало. Это не отдельная народность, а целая группа племен, каждое из которых живет по собственным законам и говорит на своем диалекте. Сегодня численность бедуинов оценивается в 22 млн человек – примерно столько людей проживает на какой-нибудь Шри-Ланке. Бедуины составляют заметную долю населения в странах «восхода» и «заката», то есть исторических регионов Машрика и Магриба. К Магрибу относятся Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и Мавритания (плюс спорные земли Западной Сахары, или Сахарской республики), а к Машрику – Ирак, Сирия, Иордания, Палестина, Ливан и Египет. При этом часть сирийских бедуинов, которых раньше насчитывалось более 600 тыс., из-за гражданской войны переселилась в Иорданию, Ливан, Турцию и другие страны, но многие племена участвовали в военных действиях. Кроме того, бедуины живут на территориях Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Израиля.
Бедуины, 1898 г. Фото: Frederic Duriez
СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО у большинства бедуинов схоже. Живут они племенами и кланами (хамулами или бейтами), то есть группой семей, связанных общим предком. Во главе племени стоит вождь (шейх, звание которого передается по наследству) или военный предводитель (мукаддам, амид). Кроме того, несколько кланов могут подчиняться кади, который играет роль одновременно судьи, военачальника и местного «сотрудника загса», заключая браки, как правило, внутриобщинные. Большой вес в принятии решений играют старейшины. У алжирских кочевников шавия семьи объединяются в общины (тайфе), группы (кабиле) или племена (бени). Традиционно бедуины селились родами в палаточных лагерях, шатрах или шалашах, при этом скот был частной собственностью семьи, а колодцы и пастбища – собственностью общины. Современные бедуины чаще всего живут в хижинах или бараках, а шейхи – зачастую в частных домах крупных туристических городов, предлагающих экскурсии и сафари в «бедуинские поселения».
О ГОСТЕПРИИМСТВЕ бедуинов издавна слагали легенды. Говорят, неписаный кодекс чести бедуинов «перекочевал» даже в повседневный общеарабский этикет. Один американский путешественник прошлого века так охарактеризовал бедуина: «Кочевник жаден до денег, но в такой же мере великодушен. Бедуин поделится с вами последним глотком воды, последней горстью риса. Принимая незнакомца в качестве гостя, он отдаст ему то, в чем крайне нуждается сам. Трудно превзойти бедуина в гостеприимстве». Странник с незапамятных времен мог войти в первый же шатер бедуина и рассчитывать на кофе с финиками, щедрый обед и «паек» в дорогу. О гостеприимном хозяине бедуины говорили: «Его кофейник всегда полон», причем расспрашивать гостя о делах принято было только после кофе. Если путник выпил лишь воды или молока, хозяин в дальнейшем не обязан был его защищать, а если разделил с хозяевами трапезу, ему позволялось поставить рядом свою палатку и в течение трех дней оставаться гостем под охраной. Не было лучшей похвалы для бедуина, чем комплимент о щедрости.
Танец с саблями на свадьбе. Фото: Library of Congress, www.mashable.comФото: Library of Congress, www.mashable.com
Знаменитый британский исследователь Уилфред Тесиджер писал, как один бедуинский шейх, которого окрестили «оказывающим гостеприимство волкам», каждый раз, услышав волчий вой около своего лагеря, приказывал вывести в пустыню овцу, ибо «никто не должен напрасно просить». Тесиджер в 1940-х годах пересек «дрожащее море» песков Руб-эль-Хали в Южной Аравии, которое называют «Пустым кварталом», пустыню Данакиль и многие другие «страны смерти» Ближнего Востока. Он восторгался бедуинами и возвращался в пустыни, чтобы изучать их жизнь или просто путешествовать вместе с ними.
ОБРАЗ КОЧЕВНИКА ПУСТЫНИ, похожего на того, кого мы сегодня называем «бедуином», впервые был описан еще в Ветхом Завете и в документах VIII–VI веков до н. э. Бедуины всегда отличались воинственностью, а когда в начале нашей эры они научились лучше управлять верблюдами и приспособили их для верховой езды с помощью специального лучного седла, участились набеги кочевников на оседлое земледельческое население. Бедуины-воины участвовали во многих исторических событиях, в том числе были главной силой в эпоху арабских завоеваний VII–VIII веков, во время антитурецких восстаний Первой мировой и более поздних антиколониальных протестов. И по сей день, как только централизованная власть в стране слабеет и активизируется оппозиция, бедуинские племена тут как тут. К сожалению, с распространением оружия контакты с настоящими, «нетуристическими» бедуинами перестали быть безопасными. Как бы там ни было, главные качества в кодексе чести бедуинов, наряду с гостеприимностью, – храбрость и отвага. Без них не стали бы они главными героями истории Ближнего Востока, полной междоусобиц и сражений за жизнь с песчаной стихией. Вот откуда взялся этот дикий, свободолюбивый и честолюбивый нрав у кочевников, веками населяющих пустыни Передней Азии и Северной Африки.
Общество
Вероника Сурняева