Разговор о властной структуре
Александр Новиков: Ты понимаешь, какое дело… Вот ты мне прислала вопросы – они неплохие, но слишком эмоциональные, я бы даже сказал, женские. А я бы хотел поговорить все-таки о том, что такое власть с философской точки зрения, и определить, как «потрогать ее руками».
Камилла Андреева: Но для начала нужно определиться, что это такое.
АН: Ну хорошо, давай я начну с вывода из своих размышлений: власть – это богатство. Всё. Точка.
КА: Но не только же богатство!
АН: Обсуждать пока бессмысленно, потому что я только начинаю рассказывать, почему это так. Чаще всего слово «власть» употребляется со словом «политика».
КА: Ну, это один из видов власти. Политическая власть.
АН: Нет. Политической власть не бывает. Есть отдельно политика. И присутствует она везде: в семье, в личной жизни, в государстве. В определении своего места в обществе тоже есть политика. А политика – это общественные отношения, связанные с властью.
Если говорить об общественных отношениях, то это отношения внутри какого-то общества, между его индивидуумами. Сами же общества могут быть разного размера: от самого маленького – семьи – до самого большого – государства. Хотя в моем понимании один человек – тоже общество…
КА: У него не будет взаимодействия с другими людьми.
АН: А это неважно. Зато у него есть власть, власть над самим собой. Это, кстати, очень важная штука.
В одном из прошлых интервью я рассказывал о своем ви́дении мира, в котором общественные отношения имеют всего две составляющие. Первая составляющая очень важная – это обмен информацией. И вторая часть – установление договорных отношений между индивидуумами.
Возьмем элементарный пример: два человека договариваются созвониться, один другому говорит: «Позвони мне вечером». Второй: «Хорошо, я тебя наберу». Формально ничего не произошло, просто разговор, но это уже не просто обмен информацией, это некий договор, в котором есть все признаки официального договора, который мы подписываем юридически. Мы можем не осознавать этого, но суть не меняется. В любом случае, все наши взаимоотношения с другими людьми строятся на договорных отношениях.
КА: Какие виды власти вы считаете самыми важными?АН: Видов власти немного, и они достаточно простые. Например, власть окружающего мира. Вокруг нас существует мир, и он постоянно меняется. Так вот состояние окружающего мира постоянно заставляет нас принимать решения – простые, но неизбежные: если на улице жара, то мы надеваем шорты, если идет дождь, берем зонт или дождевик. И в этом случае окружающий мир властвует над нами, он заставляет нас принять соответствующее решение.
КА: Воздействие природы и погоды понятно, но меня больше интересует власть человека над человеком.
АН: Я много раз говорил о том, что человек – это биологическая машина, которая состоит из материальной части – тела, и нематериальной, духовной части. Человек принимает решения на основании информации и тех программ, которые с детства формируются и записываются в личный компьютер – его мозг. Конечно, есть такие программы, которые заложены в человека с рождения, как и у любого животного – это инстинкты самосохранения, продолжения рода, выживания. Но есть и те, что отделяют человека от животного мира, и одно из них – инстинкт созидания и накопления ценностей или богатств.
КА: Я не думаю, что это ко всем людям относится.
АН: Абсолютно ко всем. Более того, это основная движущая сила!
Начнем с того, что богатства бывают материальные и нематериальные. От материальных богатств мы вряд ли когда-нибудь отойдем – сколько существует человечество, они всегда стояли во главе угла. Но при этом нематериальные богатства должны накапливаться параллельно и быть в гармонии с материальными. Только в этом случае они дают возможность человеку ощущать цельность в себе. Должен быть баланс.
И мы всю жизнь занимаемся накоплением и созиданием богатств!
Александр Новиков. Фото: Николай Андреев
КА: Но есть люди, которые всю жизнь живут как овощи и ничего не созидают…
АН: Нету таких. Они ходят на работу.
КА: Нет, не ходят. Их содержат другие. А эти просто едят, лежат на диване и смотрят телевизор.
АН: Наверное, в какой-то степени такие люди существуют. Но только в какой-то степени. Почему? Потому что они все равно, например, завидуют своим соседям, или переживают о том, чтобы у них был телевизор.
КА: А пенсионеры? Что они созидают?
АН: Пенсионеры читают книжки, общаются с друзьями. Все люди занимаются тем, что созидают и накапливают, может быть, не всю жизнь, но они это делают.
Богатства, как я и сказал, бывают двух типов: материальные и нематериальные. И баланс между ними должен быть. И поэтому люди накапливают друзей, отношения, любовь, все это тоже богатство, понимаешь?
КА: Так власть – богатство материальное или духовное?
АН: И то, и другое. Это неважно. Власть – это богатство. И управление этим богатством или его наличие определяет уровень власти относительно других людей.
Власть – это создание условий одним человеком для того, чтобы другой человек принял нужные решения. А для этого нужно изменить состояние окружающего мира. Создание условий – это изменение окружающего мира. Когда мы пытаемся реализовать свою власть, мы меняем состояние окружающего мира. Потому что мы – тоже часть этого мира. Мир меняется, он на нас влияет, а мы на него. Без этого никак не обходится.
Главное – понять философию власти. Что такое власть, как потрогать ее руками? Ну как? Вот я тебе рассказываю, что власть – это мое влияние на этот мир. А повлиять я могу только своими решениями. Потому что за решениями происходят действия. Я влияю на этот мир таким образом, чтобы он менялся вокруг других людей – так, чтобы они принимали нужные мне решения.
КА: Интересно, а каждый ли человек хочет власти?
АН: Конечно. Это очень важный вопрос. Почему говорят, что власть – это наркотик? К власти тянутся. С чем это связано? А связано это с основным человеческим инстинктом, который является главным регулятором власти, – накоплением богатств. Если человек накопил богатства, то он обладает властью. И неважно, какие это богатства.
Есть еще один важный момент: чтобы оценить богатства, нужен некий эквивалент. Эквивалентом материальных богатств сегодня являются деньги. Ну, скажем, доллары, так честно. А эквивалентом нематериальных богатств является сила воли.
Но при этом статистика железная. Чем ты богаче материально или духовно, тем больше у тебя власти.
КА: Ну, как-то насчет духовности я сомневаюсь.
АН: Почему?
КА: Власть и духовность…
Фото: www.tutitatu.com
АН: Почему ты сомневаешься? По-моему, в данном случае духовные богатства намного важнее материальных.
Сила воли человека определяет его духовные богатства. Чем больше у человека знаний и опыта, тем большей силой воли он обладает. И такой человек обладает реальной властью, потому что деньги или материальные богатства существуют только в том отрезке жизни, в котором мы их осознаем. Со временем их можно легко потерять.
Ну, если ты попала на необитаемый остров с ящиком золота, то этот ящик тебе ничего не дает. Хотя в других условиях он мог бы быть очень большим богатством.
Почему есть наркотик власти? Потому что власть дает возможность пользоваться не только личными богатствами, но и общественными. Человечество созидает много общественных богатств. Имея к ним доступ на законном основании, человек начинает пользоваться ими, как своими, и это дает ему возможность накапливать еще больше личного богатства. Потому что у него есть все инструменты власти.
Самый бестолковый чиновник с точки зрения власти может быть сильнее, чем самый богатый человек, неважно, духовно или материально. Потому что в обществе созданы различные инструменты власти, которые могут изменять окружающий мир более активно для принятия тех или иных решений другими людьми. Это усилители власти. Одним из усилителей, конечно, является государство с теми законами, которые оно создает.
Самым главным инструментом власти является информация. И возможность влиять на ее распространение. Чтобы осуществить власть над тобой, моя задача – сделать так, чтобы ты сама приняла то решение, которое нужно мне. Так вот для этого можно использовать средства массовой информации. Те люди или структуры, которые могут влиять на средства массовой информации, используют их как самый мощный инструмент власти.
На мой взгляд, реализация власти – это увеличение общественного богатства, которым ты можешь воспользоваться. Увеличение происходит из обычной логики: нужно увеличить количество богатых людей. Не богатство малого количества людей, потому что они не поделятся с тобой. А именно количество богатых людей – богатых с точки зрения и материальной, и нематериальной. И тогда количество общественного богатства будет расти. Увеличить общество количественно и качественно – вот задача власти как таковой.
КА: Это задача не нашей власти.
АН: Ну, наша власть, видимо, не читает и не смотрит мои интервью. А если бы она понимала суть, то делала бы это, потому что она очень часто, и не только наша, пользуется общественными богатствами не на законных основаниях.
Полную версию интервью вы найдете на нашем сайте в разделе «Видео».
Иллюстрация: Piotr Siedlecki, www.publicdomainpictures.net
Общество
Камилла Андреева
-
За культом личности стоит культ наличности.
-
Буквально вчера получилось читать другой журнал - "Домашняя лаборатория", статья "Короткие истории из мира приматов". На двух-трех страницах описывались отношения внутри определенного вида обезьян, какие-то их анатомические или иные отличия от других обезьян или другого животного царства. С самого начала человек внесен в список обезьян, правда статьи об человеке нет. К чему - практически у всех обезьян есть социум. И если уж сильно задуматься - человек не так уж далеко ушел от тех же обезьян. Управляет наиболее сильный самец, менее часто - самка. Наследование "места под солнцем" есть даже у низших обезьян. Слабо эта власть проявляется у тех обезьян, где сложно наблюдать за стаей, например практически у всех обезьян, живущих в плотных зарослях. Бывает, что стаей управляет какая-то группировка, в которой опять же будет какой-то наиболее влиятельный, деятельный или авторитетный лидер. Эта власть не бесконечно наследуется - лидеры дряхлеют, теряют авторитет, их - если получается в драке, замещают другие.
Кроме "богатств", наиболее деятельный лидер получает "образ настоящего и будущего", который он желает. Влияние на этот образ. В одном из номеров вашего журнала говорилось об том, что искусственный интеллект не имеет "хочу", в отличии от естественного; чем ниже человек в обществе - тем меньше у него осознание или самомнение на счет "могу, что хочу". Сейчас, конечно, много что изменилось, и обсуждая тех, кого мы считаем реальными политиками, лидерами государств - мы по сути обсуждаем т.н. "прокси"-посредников, реализующих чьи то интересы. И опять же - у людей очень высокий уровень абстракции, по сути очень упрощенно вся эта власть - прыжки и ужимки одной из ветвей обезьян ради куска послаще и чтобы работал кто-то другой. Для оправдания этого придумали много красивых слов и объяснений.