Приказ по армии искусства
По следам Диониса
Древние греки, судя по всему, не сильно отличались от нас – они тоже вырезали, чертили и рисовали дуги, складывающиеся в округлый и всем знакомый образ сердца. В ранних образцах греческих, минойских, критских и римских гончарных изделий этот символ уже встречается – на вещах, датируемых 3000 лет до н. э.! Только вот греки не в любви признавались, а изображали листья плюща – символ бога виноделия Диониса. В греческом пантеоне Дионис отвечал не только за вино, но и за вдохновение, вакханалии и эротику. Венки из листьев плюща носили и сам Дионис, и его свита. Плющ символизировал бессмертие. Присмотритесь к нему. Листья плюща идеально укладываются в современный образ сердца. Они и дали начало «сердечкам». Спасибо Дионису за наше счастливое валентиночное детство.
С середины XIII века изображение сердца начало появляться в произведениях искусства как символ любви. Первый случай именно такого употребления обнаружен во французской рукописи 1250 года Le roman de la poire («Романс о груше»). В ней первая буква (S) одной из глав украшена сценой признания: мужчина предлагает свое сердце возлюбленной. Оно, правда, довольно похоже на грушу, что вкупе с названием заставляет сомневаться, но что поделать – другого первого упоминания у нас нет. Поза влюбленного и мотив очень напоминают вполне понятную нам рыцарскую традицию опускаться на колено перед дамой в знак своих высоких чувств.
Иллюстрация: Freepik, flaticon.com
Высокое Средневековье фактически «изобретает» любовь: возникает все то, что мы знаем как атрибуты любви, – любовные записки, баллады, ритуалы ухаживания и обмен сердцами. На картине 1410 года Мейстера дер Шуле фон Арраса «Представление сердца» мужчина передает даме маленькое сердечко. Свое, очевидно. С сердцем в руках рисуют Святого Августина (например, на картине Филиппа де Шампаня «Святой Августин, держащий горящее сердце» 1650 года), оно символизирует его любовь к Всевышнему. Сердце во всех этих вариациях уже вполне «наше». У него не остается других значений, кроме сегодняшнего – служить знаком любви и привязанности.
Дорогой Валентин...
День всех влюбленных или День святого Валентина отмечают 14 февраля во многих странах мира. Его главный символ – валентинка, любовное послание в форме сердца. И история праздника, и судьба его покровителя окутаны тайной.
Согласно одной из версий, Валентин был священником при императоре Клавдии II, который запретил своим воинам жениться, чтобы они не привязывались к семье. Понимая несправедливость указа, Валентин продолжил заключать браки, за что его казнили. По другой версии, Валентин сидел в тюрьме, где влюбился в дочь тюремщика и начал писать ей, подписывая послания «твой Валентин». Так или иначе, одна из первых известных валентинок найдена историками в бумагах английской семьи Пастонов за 1477 год. Женщина по имени Марджери Брюс пишет Джону Пастону о своих чувствах и призывает не отказываться от брака из-за ее небольшого приданого: «Если Вы любите меня, я верю в то, что Вы меня не оставите». Чем это послание отличается от обычного любовного письма? Марджери обращается к Джону «досточтимый любимый Валентин». Брюс и Пастон счастливо поженились. Они интересны историкам не только из-за переписки, но и потому что их брак – одно из первых свидетельств того, что брачные союзы заключались не только на договорной основе, но и по воле чувств.
«Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу», Якопо Бассано. 1st-art-gallery.com
Чуть раньше событий в доме Пастонов, в 1415 году, французский поэт и военачальник Карл, герцог Орлеанский, из тюрьмы Тауэра, куда он был заключен после битвы при Азенкуре, послал валентинку своей жене. Он сочинил для нее стихотворение: «Je suis desja d’amour tanné / Ma tres doulce Valentinée…» («Я уже устал от любви, мой нежный Валентин»). За 25 лет заключения герцог написал супруге больше 60 стихотворений такого плана, их называют первыми валентинками.
Карл I Валуа, герцог Орлеанский, французский поэт. Фото: Universal History Archive/Getty Images, gettyimages.com
I ❤ NY
Сейчас это зашифрованное выражение вполне понятно на всех языках, оно буквально переводится как «Я люблю Нью-Йорк». Так было не всегда. В 1977 году дизайнер Милтон Глейзер придумал этот ребус в рамках рекламной кампании по развитию туризма в Нью-Йорке. Сейчас Нью-Йорк – одно из самых популярных и желанных туристических направлений, но во времена Глейзера грязный и утопающий в преступности город никого не интересовал. Вместе с рекламой власти занялись и развитием мегаполиса. Логотип стал символом веры в Нью-Йорк. После трагедии 11 сентября 2001 года Глейзер выпустил еще один дизайн – с надписью «Я люблю Нью-Йорк больше, чем когда-либо». Символику вслед за американцами подхватили во всех городах и странах мира. Аналогичные знаки печатаются на футболках, кепках, сумках, ставятся фигурами в парках, звучат призывами со сцены. С авторскими правами не все гладко – власти Нью-Йорка пытаются подавать на имитаторов иски, но образ сердца давно уже вышел за пределы юрисдикции Штатов.
Американский дизайнер Милтон Глейзер, thighswideshut.org
Сердце рисуют на полях школьники и на полотнах художники, лучшие друзья и возлюбленные носят кулоны в форме половинок сердца, а поэты, если хотят иносказательно сообщить о любви, пишут, как рвется, бежит или страдает сердце. Кто из нас не подпевал песне группы Сплин «Мое сердце остановилось, мое сердце замерло» и не слал в школе валентинки через специальную почту к 14 февраля? За всем этим – листья плюща, груши, заключенные в тюрьмы поэты и многие-многие века.
Общество
Яна Титоренко