Пицца на коптере: как в России развивается рынок беспилотников
– Олег, ваша компания появилась в 2013 году, когда оптимисты только-только заговорили о доставке товаров по воздуху с помощью радиоуправляемых дронов. С чего все начиналось?
– В 2014 году CopterExpress сделала первый пилотный проект доставки «Додо Пицца» в Сыктывкаре. Мы доставили 100 пицц на дронах по городу и получили широкую известность в узких кругах. Это был первый случай доставки по воздуху с помощью беспилотников в России и один из первых в мире. Нас даже попыталась оштрафовать транспортная прокуратура, ведь мы «летали» без лицензии и, по сути, осуществляли грузоперевозки по воздуху. Но суд мы выиграли: лицензия нужна для самолетов, прямого требования в отношении коптеров в законе не было.
Олег Панфилёнок, фото из личного архива
– Насколько существующие законы или их отсутствие препятствуют компаниям, подобным вашей?
– В законодательстве еще много пробелов. Если вы запускаете коптер над населенным пунктом, нужно получать специальное разрешение от органа местного самоуправления, а в городах федерального значения – от исполнительной власти. Исключение делается только для владельцев беспилотных воздушных судов со взлетной массой меньше 0,25 кг. В то же время, например, нет отдельного закона для перевозки грузов с помощью дронов. Поэтому говорить, что в России можно легально заниматься таким бизнесом – организовывать доставку коптерами, пока не приходится, это «серая зона».
– Поэтому сегодня вы уже не занимаетесь доставкой?
– В Сыктывкаре мы отработали контракт, и компания не стала его продлевать, так как стоимость доставки с помощью БПЛА тогда была очень высокой, все делалось ради разовой пиар-акции. Но мы занялись другими направлениями, и одним из них стали образовательные услуги: обучали школьников и студентов управлять дронами, программировать их и конструировать. Это направление в компании существовало 1,5 года, и с 2015 года от него осталось производство конструкторов для образования. Непосредственно обучением мы больше не занимаемся.
– То есть компания сосредоточилась исключительно на разработке и продаже дронов?
– Да. В самом начале, к примеру, все дроны для доставки мы изготавливали сами. Их и сейчас тяжело где-то купить, так как это не мейнстрим. Востребованы дроны для аэросъемки, для наблюдения за сельскохозяйственными полями и т. д., поэтому их предлагают многие компании. Так что сегодня мы делаем как промышленные дроны (в том числе осуществляющие доставку), так и дроны для образования, и успешно их продаем.
– Получается, коптеры для доставки грузов все-таки покупают, хотя и закона, регулирующего доставку, пока нет?
– Спрос на дроны-доставщики маленький. В основном у нас покупают дроны для образования. Но, говоря о «доставщиках», стоит отметить другое: с точки зрения затрат на доставку с помощью дронов ситуация сильно улучшилась по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Тогда доставка одной пиццы стоила около 1500 рублей, сейчас получится чуть ли не в 10 раз дешевле. То есть по цене беспилотники уже сравнялись с традиционными способами доставки, а в будущем станут еще дешевле. Но сейчас развитие тормозит как отсутствие четких законов, так и отсутствие инфраструктурных возможностей. То есть все компании, которые занимаются доставкой по воздуху, «летают» строго по определенным маршрутам, и заказ можно выполнить далеко не везде.
– Как в целом устроена такая доставка?
– Здесь решений много, самое популярное – человек вручную через специальную дверцу загружает товар в бокс, прицепляет его к тросу, меняет аккумулятор у дрона, и тот начинает доставку. При разгрузке дрон зависает над точкой на высоте 15 м и на тросе опускает груз на землю. Вопрос в том, есть ли специально подготовленная для этого площадка без луж и грязи? Можно организовать пункт выдачи по принципу постамата, который работает круглосуточно. Он повышает безопасность, снижает себестоимость полета, но одновременно и повышает требования к инфраструктуре.
– А могут ли дроны ошибаться при доставке?
– Начнем с того, что, если ошибка не привела к падению дрона – значит, все не так плохо. Самое главное – это цена неудачи. Существует страхование дронов, за которое платит отправитель. Если дрон нанесет какой-то ущерб товару, то его компенсирует страховая компания. Что касается ошибок из-за сбоя в программном коде – дроны-доставщики, как и любые другие, программируются профессионалами, все программное обеспечение тестируется, так что случаев сбоев по вине программистов практически не бывает.
– Если заглянуть в будущее, что еще можно будет сделать с помощью коптеров, помимо видео/фотосъемки, наблюдения и доставки?
– Очень сложно придумать что-то кардинально новое, поэтому лучше поговорим о том, что уже точечно есть, а в будущем может применяться повсеместно. Так, помимо доставки, востребованы будут услуги аэротакси (перевозка людей по воздуху). Разработки уже есть, и в будущем воздушное такси изменит рынок.
Если говорить о более специфических вещах – сельское хозяйство, безопасность (полиция, МЧС, военные), – то и тут коптеры будут востребованы. С помощью дронов легче прочесывать местность в поисках правонарушителей или терпящих бедствие людей. Уже и на Марс послали коптер, так что все эти тренды просто усилятся в ближайшие 20–30 лет.
– А станут ли коптеры такой же необходимостью, как мобильные телефоны, которые сегодня есть у каждого?
– Дроны – все-таки инфраструктурная история, это прежде всего сервис. Человеку для своего дома они не нужны – хотя есть проекты селфи-дронов, но они для развлечения. А вот как вид услуги: дроны-доставщики, дроны-таксисты, дроны-охранники – безусловно, беспилотники будут пользоваться спросом.
– Как пандемия сказалась на вашем бизнесе?
– Продажи дронов упали примерно до 1000 в год (раньше продавали примерно 1600 дронов ежегодно). Если говорить про спрос, то наши дроны в основном приобретают клиенты из Японии и США. Для них это не так дорого, люди оплачивают карточкой покупку, как любой другой товар. В России коптеры приобретают в основном образовательные организации.
– Какие у вас планы на ближайшие годы?
– Будем улучшать качество продукции, выпускать новые модели, в этом году хотим выпустить дрон «Клевер‑5», намерены прокачивать как «железо», так и «софт». Дальше постараемся продвигаться на зарубежный рынок и продолжим делать все для развития рынка беспилотников в России. Мы уже много лет сотрудничаем с образовательными организациями, спонсируем чемпионаты и организовываем конкурсы для студентов и школьников.
И, несомненно, продолжим технические разработки дронов-доставщиков. Хотя доставкой мы сами уже не занимаемся, это направление вызывает у меня самую большую страсть, потому что за ним будущее. Быстрых побед не ждем – рынок может созревать десятки лет, поэтому мы играем вдолгую.
Общество
Камила Мирзакаримова