Текст:
Татьяна Лунина
Испания
Когда каждое утро, собираясь на работу, видишь за окном хмурое небо, невольно думаешь: «Вот бы сейчас куда-нибудь, где тепло!» Однажды так подумали мои друзья. И не только подумали, но и рискнули что-то сделать для исполнения своей мечты. 10 лет назад они решили: переезжаем. А куда? Испанию выбрали, потому что, на первый взгляд, туда легче всего было перебраться – казалось, что документов надо не так много и не требуется обязательное знание языка. Ну и, конечно, из-за солнца.
– В России у нас был свой магазин, денег хватало. Но нам не нравились законы, – рассказывает Саша. – В Испании, по крайней мере, если ты трудишься, то знаешь, сколько заработаешь. Твои усилия прямо пропорциональны зарплате, никто не придет из одной, потом из другой инспекции и не перекроет весь бизнес. Более спокойно, уверенно – хотя с кризисом уверенности поубавилось...
До отъезда за границу вы обязаны сообщить свой новый адрес и номер телефона всем необходимым госучреждениям (финансовые, строительные общества, местные власти), чтобы быть уверенным, что вашу почту будут исправно переадресовывать. Нужно иметь копии всех медицинских, школьных документов, а также страховок, закрыть все местные счета и рассчитаться со всеми долгами.
Сначала получают шенгенскую визу, а потом кому как повезет. Когда мы переехали, работы было полно, а охотников что-то делать не наблюдалось вовсе. Немного говорить по-испански выучились за два месяца, работу искали в основном через разные благотворительные организации.
Наконец и квартиру сняли, и работу нашли, но разрешения на жительство ждали дольше всего – к тому времени мы уже полтора года имели постоянное разрешение на работу и заключили контракт с фирмой, ожидая официального оформления. Видимо, государство предполагало, что мы будем работать заочно. Пришлось нанимать адвоката. Он собирал документы и ходил в различные государственные учреждения в поисках способа разобраться с оформлением побыстрее. Бюрократия и проволочки – это не только про Россию, вы не думайте. Наверное, даже у педантичных немцев некоторые дела тянутся годами. Раньше достаточно было получить контракт на работу, чтобы через какое-то время тебе выдали разрешение на жительство. Сейчас с этим трудно – надо быть суперспециалистом, чтобы страна нуждалась в тебе.
Чтобы получить разрешение на работу, потребуется как минимум шесть месяцев, разрешение на жительство – от полутора лет (ну и, конечно, умение бегать и горячее желание достичь цели). В течение этого времени придется познакомиться со всеми инстанциями новой родины – полицейским участком, санитарным департаментом, страховым агентством. Здесь запрещено, там запрещено, тут нужны справки о здоровье, там о несудимости…
Как и в России, хождения по инстанциям сопровождаются различными очередями, которые лучше занимать часа в три ночи. Не факт, что в этот день вас примут – приезжающего народу очень много, а нужные организации начинают работать только в 9. И поскольку испанцы любят отдыхать, то уже в 4 все учреждения закрываются.
Конечно, всегда существуют лазейки – например, можно заключить брак за деньги, тогда процесс получения документов существенно ускоряется. Но нужно знать, кому деньги платить и с кем брак заключать. Сколько проверок приходится пройти, чтобы брак не сочли фиктивным! Если все удачно, то документы дают быстро – может быть, в течение месяца, а может, через полгода. А если брак сколько-нибудь держится – скажем, пять лет, – то можно претендовать на получение гражданства. Кстати, прожив в Испании 11 лет, Света и Саша не являются гражданами страны – в этом просто нет надобности, по правам и обязанностям они ничем не отличаются от коренных испанцев.
Красочные улицы, коррида, фламенко – атмосфера располагающая скорее к отдыху, чем к работе
Быстро получить гражданство можно, доказав, что ты беженец из мест военных действий: тогда тебя принимает Красный Крест и направляет на поселение. Все бесплатно, при этом ты вроде бы и свободен, но не совсем: и кормят, и жилье оплачивают, но разрешение на жительство дают с запретом выезда в родную страну: раз уж попал под опеку другого государства, оно теперь за тебя в ответе. Кстати, если едешь в Германию, Бельгию или Францию, желательно доказать, что ты еврей – тогда вообще не будет никаких проблем: через три года уже можно получить гражданство, и суетиться не придется.
В Испании много приезжих из Африки, Южной Америки, с Филиппин. К разным иммигрантам здесь относятся по-разному. Очень плохо – к румынам: из Румынии приезжает много цыган, которые в Испании планируют не работать, а воровать. Они живут в построенных из мусора жилищах и вообще ведут себя асоциально.
Значительно облегчают процесс родственники-испанцы: если они есть, переезд происходит по программе «воссоединение семьи», а это в несколько раз быстрее. Но даже во всех «легких» случаях много бюрократии, и ждать можно годами даже при наличии испанской родни, еврейской национальности и справки о том, что ты беженец. В Испании никто не торопится работать, все любят отдыхать. Многие вообще развлекаются почти всю жизнь – если государство платит им какие-то гроши, которых хватает на еду, то зачем что-то делать? Правда, справедливости ради стоит сказать, что север страны более трудолюбив, чем южные провинции.
Голландия
– Оформление документов для вида на жительство – процедура очень запутанная. И только с виду кажется, что по приглашениям сразу же дают визу.
Николай отправлялся в Голландию, мечтая о бизнесе, велосипедных прогулках и аккуратных домиках за окном.
– В консульстве моему знакомому, который и оформлял мне приглашение, дважды «по секрету» сообщили, что быстрее и эффективнее запрашивать MVV (machtiging tot voorlopig verblijf – временный вид на жительство) за пределами Нидерландов. Вразумительного объяснения причины мы так и не получили. Чтобы иностранцы не «импортировались» слишком легко, посольство Голландии теперь тянет с решением как можно дольше, а потом уже присылает рекомендации. Скорее всего, главная цель этого усложнения – заставить иностранца посерьезнее задуматься о своем решении: ты уже не дома, но еще не на новом месте, в этаком подвешенном состоянии, готовься к непредвиденным ситуациям.
Хотя в чем заключается большая ответственность для иностранцев, мне не очень ясно – разве что в посольство теперь нужно приезжать по крайней мере дважды.
Ежегодно в Нидерланды приезжают 10 миллионов туристов
Так как в правилах сказано, что консульство Нидерландов должно проинформировать заявителя обо всех необходимых документах и условиях оформления вида на жительство, я отправил в консульство e-mail с запросом и описанием причин моего переезда. Ответ пришел в тот же день, что меня очень ободрило. Советую всем не стесняться и связываться с консульством таким образом, и лучше не по-русски, а, например, по-английски, так как просматривают почту и отвечают только голландские служащие.
Собрав все бумаги, я еще раз отправил e-mail с описанием документов и просьбой сообщить, все ли они в порядке. Тут-то и начались проволочки: на письмо долго не отвечали, на вопросы по телефону говорили что-то запутанное... Наконец сообщили, что документы в порядке и можно позвонить в консульство. Предстояло собеседование.
Сотрудник консульства уже знал меня по моим e-mail и звонкам, и на собеседовании сказал примерно следующее: «Я предполагаю, что ваши документы в порядке, но их нужно еще раз проверить». Я понял – чего-нибудь сейчас не хватит. Отправили меня еще за какой-то справкой, уже не вспомнить, что именно им вдруг понадобилось.
Во второй раз документы никаких вопросов не вызвали, и я успешно получил визу. После переезда обзавелся жильем, а недвижимость в Голландии – почти залог того, что вам дадут вид на жительство. Хотя выдавать его быстро не торопились, пришлось ждать четыре года. Еще и компания-работодатель ждала моего разрешения на работу почти год так что вполне романтично получилось – почувствовал себя нелегалом.
Что оказалось самым сложным? Справка о «неженатости». Российские ЗАГСы таких официально не выдают (и в консульстве знают об этом). Я не стал добывать эту бумажку любыми путями, а написал официальное заявление в Главное управление ЗАГС с просьбой выдать такую справку, приложив подготовленный ответ, который хотел бы получить. В результате получил на гербовом бланке письмо с объяснением, что выдача таких справок невозможна (со ссылками на российские законы) и что единственным документом, подтверждающим семейное положение, является паспорт гражданина РФ. Замкнутый круг прервался.
Швейцария
Швейцарский паспорт можно получить тремя путями.
Первый – это право крови, когда кто-то из родителей – гражданин Швейцарии. Но на этом варианте заострять внимание нет смысла.
Второй путь – брак с гражданином (или гражданкой) Швейцарии. И, наконец, натурализация – самая распространенная форма. В этом случае по любой из программ (будь то бизнесили рабочая иммиграция) вы получаете вид на жительство, который ежегодно продлевается в течение 10 лет.
– Я никогда не думала о том, чтобы уехать из своей страны, – признается Елена. – Проблемы везде есть, и не факт, что на новом месте они окажутся вам по душе. А если учесть, что родственников поблизости нет и все вокруг чужое, начиная с языка, пережить трудности будет гораздо сложнее.
Швейцария – символ стабильности, порядка и любви к природе
Но жизнь никогда не складывается так, как мы думаем. По программе обмена студентами в МГУ, где училась Елена, приехал юноша из Швейцарии. Он говорил на ломаном русском, ходил с томиком словаря и жаждал знаний – не только профильных, но и культуроведческих: «А это почему? А это откуда пошло? А вот это что значит?» Спустя какое-то время Елена с Лукасом подружились. Вместе готовились к экзаменам, гуляли по вечерам – в общем, все как полагается. После окончания курса нужно было решать, что же делать. Оказалось, что получить вид на жительство швейцарцу у нас – почти невозможная задача. Особенно с учетом того, что общее согласие достигнуто не было – жить в России Лукас не очень хотел.
Когда Елена приехала в Швейцарию, они с будущим мужем пошли подавать заявление. Надеялись: сейчас, недельки две – и они законные супруги. Не тут-то было. Прошел месяц, прежде чем был получен ответ. Это время Елена провела в России – в Швейцарию-то она приехала по визе. К тому же это было заявление не на заключение брака, а лишь на получение разрешения, чтобы этот брак заключить.
Но даже после свадьбы Елена поехала… домой. Почему же не медовый месяц – тем более в Швейцарии? «Вам тут пока жить нельзя. Виза-то у вас туристическая. Ну, или, в идеале, гостевая. А коли так, то ваш супруг несет ответственность за то, что вы своевременно покинете пределы государства. Он и подпись свою ставил. К тому же, вам ни к чему нарушение визового режима».
По приезде в Москву Елена отправилась в посольство, где заполнила заявление, чтобы получить вид на жительство. Причина веская – воссоединение с мужем. Консульский сбор составил около 7 тысяч рублей. Ждать пришлось почти год, и ей посоветовали в это время визу на въезд не брать.
– Не знаю, как я вытерпела. Тогда не было скайпа, и много денег уходило на телефонные разговоры. Иногда мне казалось, что и свадьба, и муж, и Швейцария мне просто приснились.
Но время было использовано с умом – Елена учила язык, и поэтому у нее было некоторое преимущество, когда она приехала на новое место жительства.
– Каждый приезжающий получает свой ID, который есть у всех граждан Швейцарии – номер для постановки на учет. Для этого нужно собрать неизбежные бумажки, начиная с паспорта и свидетельства о браке, и выстоять привычную очередь в налоговую.
Швейцарские Альпы – Мекка горнолыжников
После беседы с Еленой я вспомнила свою давнюю мечту. Я, признаться, очень люблю путешествовать. Однажды я уехала на две недели в Англию. И была очарована этой страной. Я жила в 20 минутах от Лондона, гуляла по красивым набережным, радовалась незнакомым чудесам техники, любила покупать горячий шоколад на центральной станции, когда после прогулок возвращалась домой... Идея переселиться в Англию буквально завладела мной: все там казалось совершенным – и законы, и жизнеустройство, и природа. Но, вернувшись в Россию, я поняла: есть что-то удерживающее меня здесь.
Решение всегда за нами: переезжать или нет. Есть множество возможностей устроить свою судьбу в чужой стране. И главное при этом – отчетливо понимать, что есть вещи, от которых не скрыться даже за рубежом.