я могу ошибаться
Каждый имеет право на безнаказанный эксперимент
Наталья Нифантова
Все записи
текст

От сургуча до чипа

Что только не приходится удостоверять гражданину Российской Федерации! Личность его без документа не выяснена. Пол, возраст, право на вождение автомобиля и перенесенная в детстве ветрянка вызывают сомнения без заверенных печатями бумажек. Кипа вездесущей бюрократической макулатуры неизбежно наводит на мысль: а не запихнуть ли все это в один документ? И лучше электронный. Ведь не в каменном веке живем!
От сургуча до чипа
Пару лет назад президент Медведев объявил о том, что в России в 2011 году будут вводиться универсальные электронные карты (УЭК), заменяющие удостоверение личности, медкарту, кредитку и бог знает что еще. Обычно скорая на расправу общественность впала в легкий ступор. Потому что применительно к российской действительности времен правления «тандема» совершенно неясно: электронный паспорт – это шаг к цивилизации или к реализации тоталитарных антиутопий? То есть, с одной стороны, ассоциативный ряд положительный: «техника дошла», инновации, модернизации, нескончаемый «подъем с колен». А с другой – это ж получается, что светишь ты своей электронной личностью на каждой кассе в супермаркете. Сходил за хлебом, а про тебя уже доложили «куда следует». Высокие технологии наткнулись на постсоветскую «чекистскую» паранойю. А есть ли, собственно, причины для паники?
То, что обычный паспорт себя практически изжил, стало ясно давно. Основная претензия к «бесценному грузу» – примитивный и ненадежный механизм фиксации личности в документе. И правда, фотография – что это за удостоверение такое? Большинство людей даже на собственный взгляд не похожи на свое фото в паспорте. Что уж говорить про тех, кому этот паспорт приходится предъявлять. Они вас вообще первый раз в жизни видят. Это во-первых. А во-вторых, подделать фото – дело нехитрое. Для изготовителей фальшивых документов это даже не лазейка, а распахнутые ворота.
Данные бумажного паспорта очень сложно проверить. Ну, забили номер вашего документа в базу. Там написано, что, действительно, паспорт с таким номером выдан Петру Петровичу тогда-то и там-то. Но фотографии Петра Петровича в базе нет! Кто здесь «за него», узнать невозможно. И это пока весь мир доблестно сражается с терроризмом?
В общем, охи, ахи, праведное негодование… И вот уже в паспорта готовятся вносить какую-то более «проверяемую» информацию о его владельце, нежели вид искаженного казенной фотографией лица и прическа десятилетней давности.

Так началась эпопея с введением биометрических паспортов. Их, кстати, не надо путать с электронными. Биометрическим паспорт делает не вшитый в него чип, а те самые дополнительные параметры идентификации: отпечатки пальцев, скан сетчатки глаза – тут уж кто во что горазд. В России биометрические документы уже выдают, но особо на них не настаивают. В мире же практика их применения все ширится. США уже требуют обязательного введения биометрических паспортов от стран, желающих обеспечить своим гражданам возможность безвизового въезда в Соединенные Штаты.
Чип RFID, на котором хранятся личные данные
Именно «биометрика» поначалу породила опасения особо свободолюбивых граждан. Мол, и так не продохнуть: в аэропорту ботинки снимают, «аську» читают, через GPS отслеживают… Теперь еще «пальчики обкатают», как уголовнику, и все: мы под колпаком.
Бедные российские либертарии! К тому моменту они еще не слышали о правительственной инициативе поместить всю информацию о личности в один чип.
Начинание, надо сказать, поражает своими масштабами. Всеми, кроме географических. Потому что обещанные чудо-карты – прожект исключительно российского разлива. Пока за границей снимают отпечатки пальцев и сканируют глаза, у нас пытаются загнать пакет документов в электронную оболочку.
Пакетик получается увесистый. По плану, на этот раз не Путина, универсальная электронная карта должна взять на себя функции удостоверения личности, платежной карты, медицинской карты, водительских прав и пенсионного свидетельства. Причем так выглядит гипотетический минимальный набор. В ходе многочисленных обсуждений в правительстве на УЭК предлагалось «навесить» еще столько же обязанностей. Но тут, кажется, даже российские чиновники-мечтатели поняли, что выше головы не прыгнешь. Часть функций осталась в проектах на очень далекое будущее.
О получении карты пока говорят как об опциональном, то есть по желанию. Хочешь быть впереди планеты всей – вот тебе универсальный электронный документ, не хочешь – ну и ходи со своими «корочками».
Разберем подробнее, что же все-таки предлагают правительственные инициаторы возможным владельцам документов будущего.
Первое, на чем все они настаивают единодушно, – электронная медкарта. Ведь сейчас взаимодействие пациента и врача в какой-нибудь городской поликлинике – это мало того, что процедура невероятно затянутая из-за вечных очередей и многочисленных посредников, но и порядочная «мозголомка». Особенно если этот самый пациент по врачам бегать не привык и тонкостей дела не знает, а тут приключилась с ним какая-нибудь неожиданная хворь. Нерегулярное посещение эскулапа всякий раз будет начинаться с многотрудной операции под кодовым названием «Вспомнить все». Вы болели в детстве краснухой? Как давно проходили медосмотр? На учете стояли? Есть аллергия на лекарства? Никогда не испытывали дискомфорта в области двенадцатиперстной кишки?.. «Да не помню я! У меня ОРЗ. Дайте больничный!» – бубнит пациент сквозь заложенный нос, чувствуя подступающую мигрень. Но врач не дает, пока не выяснит всех подробностей. Тут, как назло, медкарта при переезде потерялась, в новой – всего три страницы, а почерк у предыдущего участкового еще хуже, чем у нынешнего, так что и их не разобрать.
Смысл сложного нововведения – упростить документооборот
Сохранение информации о ваших болезнях или их отсутствии на электронном носителе проблему «врачебного почерка» решает в корне. И заметно экономит пациентам и докторам время. Ведь электронный документ – это вам не многотомник из разнокалиберных, пожелтевших от времени справок-снимков-записок. По нему автоматизированный поиск действует. Можете вообще ничего не говорить – только тихо постанывать, заявляя о текущих симптомах. Все, что нужно, врач узнает о вас из электронной медкарты. Туда же сам внесет изменения, а может, и в электронную очередь к другому специалисту поставит. Полис обязательного медицинского страхования тоже будет на карте, так что и его не придется с собой таскать.
Правда, обещанное изобилие ставит серьезный вопрос о форме электронной карты. Наверняка в начале нашего рассказа читателю представлялся кусок пластика – нечто среднее между водительскими правами и кредиткой. Но кредитку в компьютер не засунешь, а при работе с электронными документами без этого не обойтись. В функции медкарты УЭК должна больше походить на флешку. Что, в свою очередь, вступает в противоречие с ее другим, не менее важным предназначением.

В щедром на смелые заявления «поствыборном» 2009 году Дмитрий Анатольевич заикнулся еще и о необходимости создания российской Национальной платежной системы. Собственно, именно эта функция – платежной карты – и должна стать в УЭК второй по удельному весу инновационности.
Аргументы в пользу такого решения просты и резонны. Кредитными и дебетовыми картами пользуются уже практически все россияне (заставили даже тех, кто не хотел – стали на них зарплату перечислять. И плевать, что живешь ты в деревне Зюзюкино, а ближайший банкомат – в райцентре. Зато современно!). Все операции по картам проходят через «забугорные» вражеские платежные системы дружественного нам Запада – MasterCard, Visa, AmericanExpress. То есть покупает российский патриот в родной «Ленте» буханку белого и банку кильки, а информация о платеже уже в Брюсселе. Непорядок! Великая страна должна быть самодостаточной. Так что придется нам теперь «повышать удои»: не только зерном самих себя обеспечивать, но и платежными системами.
Если масштабный проект будет реализован, то, конечно, бонусы посыплются как из рога изобилия. С УЭК, подключенной к Национальной платежной системе, можно и проезд в общественном транспорте оплачивать, и социальные выплаты проводить, и штрафы собирать, а в перспективе – и налоги платить. Но это если.
Ведь создавать практически с нуля платежную систему – не на выборах «побеждать». Для российских инициаторов это вавилонская башня. И вероятность, что за пару лет они успеют «достать до неба», очень мала.
Кроме всего прочего, УЭК предлагают на роль хранителя святая святых электронной идентификации – цифровой подписи. Сейчас выданные цифровые подписи обычно хранят на USB-брелоках или смарт-картах. Последние считаются надежней, потому что требуют не только непосредственного обладания носителем, но и ввода пин-кода. Захотят ли нынешние владельцы цифровых подписей отказаться от проверенных средств защиты в пользу универсальной карты? В принципе, есть чем соблазниться. Потенциально хранение подписи на УЭК позволит упростить юридически значимый документооборот. Прежде всего, между гражданами и государством. В частности, с УЭК можно будет подавать налоговые и таможенные декларации, анкеты и заявления в органы власти. И (внимание!) с такой «подписанной» картой можно будет голосовать на выборах не выходя из дома. Электронные выборы в России! Когда об этом думаешь, ощущения такие, будто тебе показали живого единорога. Голова кругом!

Почему столь сомнительно выглядит хитрый план массового введения электронных карт?
Во-первых, потому, что, как уже говорилось, на УЭК возложили такие надежды, в прямом и переносном смысле, что непонятно, какой носитель сможет их оправдать. Что это за универсальный чип, который можно и в компьютер засунуть, и к турникету в метро приложить, и банкомату «скормить»? И во сколько обойдется переоборудование всех перечисленных мест для использования этих чипов-носителей?
Во-вторых, до сих пор не решена проблема безопасности информации. Когда стали появляться первые электронные паспорта, возникло сильное беспокойство относительно возможности считывания записанной на них информации на расстоянии. И нельзя сказать, что сегодня все опасения развеяны. Представьте себе, что на потенциально доступном кому угодно устройстве хранятся не только ваши личные данные, но и сведения о банковских счетах. Да профессия карманника просто исчезнет за ненадобностью!
Ну, и в-третьих, инновации, как это часто бывает, опередили модернизацию лет так на пять. Дело в том, что желание «загнать» документы на чип в России есть, а самих чипов пока нет. Чипы есть иностранного производства, что, естественно, заметно снижает градус великодержавного пафоса от ощущения собственной самодостаточности. Однако президента это не смутило, и на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны он постановил, что УЭК быть. И сделал при этом, кстати, резонное замечание: «Ждать, пока создадут наш чип, не будем. Иначе его никогда не создадут!»

Неизвестно, создадут ли отечественный чип, если мы не будем его ждать. Но, так или иначе, работа по выпуску электронных карт уже ведется. В 2010 году была создана компания «Универсальная электронная карта» (ядро которой составили Сбербанк, банки «Уралсиб» и «АК Барс»). Сейчас именно эта организация уполномочена сформировать технологию, по которой будут работать российские УЭК.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет, какие данные будут содержаться на карте. Это фамилия, имя, отчество, пол, место и дата рождения, а также СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования). Все остальное: водительское удостоверение, полис медицинского страхования, проездной – по желанию обладателя. Кроме всего прочего, только часть данных будет записана на электронном чипе карты. «Банальности» вроде ФИО останутся в текстовом виде на лицевой стороне.
Выдавать первые карты начнут с 1 января 2012 года на основании заявления. Всеобщая «раздача» запланирована на начало 2014. Обещают, что всякий сможет получить свое удостоверение бесплатно. Но наверняка объявится госпошлина.

Пока наиболее близкий к реализации проект УЭК скорее похож на платежную карту с дополнительными функциями. Так что утопическое видение высокотехнологичного похода к врачу остается в мечтах. Медкарта на УЭК все же не поместится.
Только после того, как пройдет полноценное тестирование системы универсальных
карт, можно будет делать окончательные выводы. Но, откровенно говоря, сейчас картина в целом выглядит так, будто от первоначальных грандиозных планов всеобщей «электрификации» остались рожки да ножки. Да, карта. Да, с именем и номером. Да, вместо паспорта. Одни декорации, никакой глобальной новизны в этом нет. В Европе и Америке давно действует система так называемых ID (индивидуальных идентификаторов). Вспомните любой молодежный фильм. Там годов с 1990-х показывают, как подростки подделывают «карточное» удостоверение личности, чтобы пройти в бар, а отнюдь не бордовую книжечку о двадцати страницах.

Кстати, причин для опасений за гражданские права и свободы пока тоже не предвидится. Конечно, из индивидуальных номеров электронных карт и фото владельцев придется создать отдельную базу данных. Но вся остальная информация останется только на карте. Никто на вас досье составлять не будет.
Получается, изобретение велосипеда не состоялось. Просто мы в очередной раз пытаемся подтянуться до общемирового уровня. Зато в надувании щек по неподходящим поводам нам равных нет.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK