Окно из кривых зеркал
- Навешивание ярлыков. Человеку намного проще принять упрощенные определения, чем самому разбираться в сложных явлениях и процессах. Именно поэтому общество с радостью пользуется обобщенными характеристиками. Об этом хорошо сказал американский психолог Уильям Джеймс: «Повстречав какой-то объект, разум прежде всего относит его к какому-нибудь классу. Но любой объект, который бесконечно важен для нас и вызывает у нас восхищение, представляется нам обязательно уникальным. Скорее всего, краб пришел бы в ярость, если бы мог узнать, что мы бесцеремонно и бесповоротно относим его к классу ракообразных. Краб сказал бы: «Никакое я не ракообразное. Я – это я, я сам по себе».
- Перенос. Приемы манипуляции общественным сознанием активно используются в рекламе и маркетинге. Для большей убедительности можно привлечь к продвижению товара социальную группу, которая обладает в обществе престижем. «8 из 10 стоматологов рекомендуют нашу зубную щетку!». Так известный маркетолог Клод Хопкинс «научил» всю Америку чистить зубы и убедил, что овсяные хлопья – лучший и самый полезный завтрак. Перенос ограничивается не только личностями. Одно событие может сравниваться с другим, имеющим исключительно положительную окраску. Например, вооруженное нападение теряет часть своего негативного значения, если выдать его за освободительную войну.
- Свидетельство. Сюда входит привлечение артистов, спортсменов, художников — всех знаменитостей, чье мнение имеет вес в обществе. Причем сам человек может совершенно не разбираться в том, что и ради чего он продвигает: так популярный футболист играет матч с инвалидами, чтобы привлечь к их проблемам внимание граждан. Прием схож с предыдущим, но имеет важное отличие. Свидетельствовать может только человек с именем, а уж его компетентность отходит на второй план.
- Простой парень. Чаще всего эту уловку можно встретить в политике. Местный чиновник на ежегодном субботнике бок о бок с избирателями орудует граблями, министр купил машину отечественного производства, и т.д. Задача подобных сообщений – убедить, что вот этот господин в дорогом пиджаке и с яхтой за несколько миллионов – обычный среднестатистический человек.
- Подбор фактов. Словно фокусник, манипулятор жонглирует фактами, выбирая из них нужный именно сейчас. Инновационное лекарство может спасти жизнь человеку, правда, спровоцировав еще три болезни, о которых реклама умолчит. А политический конкурент однажды не помог бабушке перейти дорогу, хотя, стоя у руля, построил множество больниц, парков и домов престарелых.
- Сверкающие обобщения При помощи обобщений манипулятор переносит вес своего сообщения на некое обобщенное понятие, которое не вызывает сомнения у граждан. Используются определения, которые нельзя критиковать априори: семейные ценности, любовь к Родине. Получается сплав продвигаемой идеи и нерушимой ценности. Спорить становится совсем сложно.
- Апеллирование к мнению большинства. Человек склонен поверить в любую чушь, если до этого с ней согласились другие люди, чем больше, тем лучше. Широко известен эксперимент советского ученого Валерии Мухиной, который проверял детей и взрослых на «внушаемость». Если трое испытуемых называли черную пирамидку белой, то и четвертый повторял за большинством, даже явно сомневаясь в верности их ответа. Мнение окружающих влияет на нас намного сильнее, чем мы порой думаем.
Общество
Егор Орлов
-
Пункт 7 "Апеллирование к мнению большинства" иллюстрирует известный опыт с обезьянами, которых поливали холодной водой, если они пытались достать с лестницы банан.
Учёные поместили 5 обезьян в клетку, посреди которой стояла стремянка. На самый верх лестницы учёные положили бананы. Каждый раз, когда одна из обезьян поднималась по лестнице, чтобы взять банан, остальных её сородичей окатывали холодной водой. Через некоторое время, когда какая-нибудь обезьяна отправлялась за бананом, остальные бросались её колотить (при этом холодную воду больше не включали).
Спустя некоторое время ни одна из обезьян больше не осмеливалась подойти к лестнице, несмотря на ароматный соблазн. Тогда учёные заменили одно из животных в клетке на новое, не участвовавшее до этих пор в эксперименте. Первое, что сделала новая обезьяна, разумеется, — полезла за бананами. И тут же была как следует поколочена другими обезьянами.
Спустя несколько таких неудачных попыток, новая обезьяна поняла, что не стоит подходить к лестнице, хотя не имела представления, почему.
Учёные заменили ещё одну обезьяну в клетке, и её постигла та же участь, что и первую. При этом, первая обезьяна тоже участвовала в избиении «новенькой». То же самое произошло, когда учёные заменили ещё одно животное. Также была избита и четвёртая обезьяна. Наконец, учёные заменили и пятую.
В конечном итоге в клетке остались 5 новых обезьян, которые, несмотря на то, что на них не попадало ни капли холодной воды, всё равно продолжали избивать любого члена группы, который пытался полезть за бананом.
И если бы кто-то мог спросить у этих обезьян, почему они били того, кто лез на лестницу, они бы, наверное, сказали: «Я не знаю, но тут все так делают». -
Очень полезная статья. Вроде всем все известно, но после прочтения, знания раскладываются по полочкам)
-
Массовое сознание - словно пластилин, лепи - не хочу. Но все-таки, мне кажется, при помощи этой теории в сознание общества не все идеи можно насадить. Взять хотя бы ходьбу голиком.
-
Об этом и речь... Чем мы бестолковее, тем легче нами манипулировать. Ну... и управлять видимо.А если мы ходили в школу и шибко умные, да еще на все имеем свое личное мнение, то с нами не просто. Слишком много надо пропаганды!!!С Хомячками проще....))))
-
Да, иметь собственное мнение - это достаточно прочная защита от манипуляций. Но! Школа, я считаю, тут ни при чем. Все ходили в школу, но не все, далеко не все шибко умные и более того, там стараются наоборот тебя задавить. Там не любят тех, у кого есть свое мнение (в большинстве случаев так). Воспитывают послушных, правильных, во всем соглашающихся. Вот картинка по этому поводу:
-
-
-
Да вот только у нас холодный климат. В некоторых частях России - так вообще нечто похожее на весну (какой она считается к примеру у нас, в Саратове) всего один месяц. Так что как не пропагандируй отказ от одежды, а холодно. Да и дополнительные траты - если к примеру делать отапливаемые полностью закрытые переходы.