Одиннадцать лет школьного режима
Начну с того, что я конечно готов, готов получить по полной)))
Итак, попытаемся рассмотреть ту школу, которую имеем, холодно и беспристрастно. Рассмотрим сам институт школы вообще, а не какие-то отдельные явления (поэтому фразы «а вот у меня была учительница», «а вот в моём классе», «а в моей школе» мы гневно отвергнем, во-первых, это ничего ни доказывает, а во-вторых, это никому не интересно). И кстати, не стоит думать, что я выступаю против знаний и образования как такового! Я как раз то всеми руками за! Но, школа, в том её виде в котором она существует, способна только отвращать от знаний, и прививать стойкое пренебрежение к образованию. И уж тем более не следует думать, что я выступаю против именно российской школы, с её славным наследием Макаренко. Американская (итальянская, французская и т.п.) школа ничем не лучше… Вообще, школа, в том виде, который мы сейчас имеем, как образовательное учреждение, появилась в конце XIX века. Педагоги, признанные ЮНЕСКО основателями, «определившие способ педагогического мышления» (Wiki), сформировавшие взгляды на школьное образование, родились чуть после середины позапрошлого века. Подумайте, каким мир был тогда и каким он становится сейчас…
Но, как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно.
И первое, на что хочу обратить внимание, это то, что сам коллектив, само школьное общество неестественное. Причём не просто неестественное, я готов усилить, нелепое, уродливое, нездоровое, патологическое! Сваливая в кучу разнородных людей, не стоит удивляться, что возникают конфликты, а неразвитость личности, неумение разрешить проблемы приводит к трагедиям. В итоге, «прогрессивная общественность» вдруг начинаем хлопать крыльями и кудахтать «ах он пронёс оружие в школу и сделал там пиф-паф», «ах как же эти милые девочки могли бить подругу ногами и заставлять её есть какшечки!»
Надо понять, что всё это симптом, а не сама болезнь. Почему, умение строить логические цепочки, сопоставить простые вещи, не отказывает нам, когда мы санитарию и гигиену, в прямую соотносим с появлением эпидемий, мы же не лечим холеру молитвой (ну в основном). Так почему же, логика отказывает нам, когда дело касается школы, этой священной коровы, и мы вдруг начинаем удивляться, когда один малолетка, в возрасте, когда формируется личность, когда в сознание не вбиты основные табу, когда гормоны затмевают мозг, расстреливает свою любимую школу? Нет конечно же можно во всём обвинить учителей, как во время тифа, обвиняли и убивали врачей, говоря о том, что-они-то всех заражают. И ещё, подвозя своего ребёнка в школу, на дорогом автомобиле, оглянитесь вокруг, не смотрят ли на вас, из-за угла, пара-другая злобных глаз...
Это был первый довод, теперь второй.
Если вы находитесь в плену общепринятой байки, что все люди равны, можете дальше не читать. Ну кого, скажите на милость, ещё греет мысль, что только в коллективе с равными возможностями можно в полной мере освоить всё богатство знаний и постигнуть все премудрости науки? Вот представим, что в консерваторию берут всех. Да, да, совсем всех! Вот Вы пришли туда и говорите: «Эх! Хочу на скрипочке!» Ну как же, ведь люди рождены равными! Так какого же хрена, в консерваторию, берут не всех? Ответ прост, зайца конечно же можно и курить научить, но зачем? Да и мешать людям со слухом и талантом вы непременно будете, ведь на вас надо потратить время, время педагога, которое, прямо скажем, не бесконечно… А чем тогда хуже ребёнок, желающий освоить физику? Биологию? Да что угодно! Почему он тупо должен осваивать программу, рассчитанную на идиота? А спектр возможностей человека очень широк, и пара не самых умных в классе сдерживает всех, да ещё и ненавидит всех ощущая свою ущербность (тоже, чем не повод прихватить с собой пару пистолетов в любимую школу). В итоге плохо всем, и тем, кто не желает учиться, и тем, кто хочет. Да! Читать и писать должны все. Но, дальше только добровольно! Следующий пункт, естественным путём вытекает из предыдущего. Возмём тех которые могут и желают учиться. Ну вот зачем, ЗАЧЕМ,учить вот это вот всё? И химию неметаллов, и образование Соединённых Штатов, и понятие о непрерывности функции, и в конце концов, изучать личностные проблемы, внутри исчезнувшего социального класса, в давно несуществующем государстве? Только не надо рассказывать байку про всесторонне развитую личность.
Так потихоньку приходишь к пониманию, что школа, как минимум устарела, и устарела настолько, что реформировать её, сродни установки турбонаддува, и не на копейку жигулей, и даже не на Победу ГАЗ-М-20, а на телегу крестьянина XIX века. Школа возникла и сформировалась под конкретные нужды появляющегося, на тот момент, промышленного общества, стремительной урбанизации, образование новых классов и государств, а на данный момент — это всё в прошлом. Так же, в прошлом надо оставить ту школу, которую мы имеем.
Общество
Николай Андреев
-
Коля, а есть такие школы (или другие образовательные институты), которые хотя бы примерно соответствовали бы твоим представлениям о "современной прогрессивной" школе? В России или за границей. Если погуглить, то оказывается, многие пытаются что-то подобное придумать: http://semeynoe.com/magazine/basics/katalog-semejnyx-shkol/#SP
-
Можно в список добавить школу "Летово".
Основатель школы Вадим Мошкович — российский предприниматель и меценат, владелец группы компаний «Русагро».
Создатели «Летово» изучили опыт лучших российских и зарубежных школ США, Великобритании, Сингапура, Финляндии, Китая и других стран и сделали фантастическую школу.
Все подробности на https://letovo.ru/o-shkole/missiya-shkoly/
Но это единичная история.
-
Повеяло чем-то, чем-то про людей второго сорта. Николай, все дети первого сорта. Вы предлагаете лет в семь рассортировать детей? Первый сорт - в школу, а остальных куда?Эйнштейна и Эдисона исключали из школы за неуспеваемость. Эйнштейна из-за неуда по физике. Черчиль был двоечником, поступил в военное училище с третьего раза. Чехов несколько раз оставался на второй год. Билл Гейтс. Бернард Щоу. Бетховен. Список двоечников очень длинный.Не все из нынешних двоечников станут Эйнштейнами и Гейтсами, но общество должно дать шанс каждому.
-
Олег, первый абзац весьма неожиданный. Откуда вдруг взялось это обвинение в духе газета "Правда", уж извините! Хотя, наверное моя вина. Видимо я невнятно высказался. Я ни в коем случае на собираюсь никого делить! Хочешь? УЧИСЬ!!! Я за! Миллион раз ЗА! Право на образование -Свято. И причём здесь список двоечников? То, что они изгонялись из школы, только доказывает её несостоятельность. Выходит не так уж я и неправ?
-
Коля, а разве дети сильно чего-то хотят? Обычно дети, которые с малых лет рвутся изучать высшую математику или химию (то бишь вундеркинды), впоследствии становятся самыми несчастными людьми на свете. По-моему, самое главное - это вызвать и сохранить интерес ребенка к чему-то, а для этого надо просто показывать все, что есть интересного в этом мире, а не ждать, пока он сам это найдет :) https://snob.ru/entry/156557
-
Кажется дискуссия (как обычно))) ушла в сторону. Такое впечатление, что я раскритиковал практически идеальный объект. Где одни ученики не стреляют в других, где учителя не издеваются над подопечными, откуда выходят люди не просто умеющие ставить галочки напротив приемлемых ответов, а глубоко разбирающиеся в сути предмета, где сами эти предметы преподают знающие люди, следящие за развитием своей области знаний, да и сам набор этих знаний разумен и соответствует XXI веку. И вот тут возник такой "гадкийЯ", который вдруг становится в позу и начинает говорить о том что это всё надо разрушить.
-
Нет, как раз критиковать у тебя получается прекрасно)) и все в общем-то согласны, что школа далеко не идеальна. Но меня интересует, как водится, не "кто виноват?", а "что делать?" )) Ну правда. Как сделать так, чтоб не стреляли? Что и как надо преподавать в XXI веке и где взять таких классных преподавателей? Куда вести детей учиться? Допустим, составили каждому программу по способностям и интересам. А дальше что?
-
Начать, на мой дилетантский взгляд, надо с простой вещи - отменить функцию "обязательное", и это решит немалую часть проблем.
-
-
-
-
-
-
Вспомнила книгу Тэцуко Куроянаги «Тотто-тян, маленькая девочка у окна». «В начале первого урока учительница писала на доске задания и вопросы по всем предметам на целый день и говорила: «Ну, а теперь приступайте. Начните кто с чего захочет». Красота! Хочешь — с японского, хочешь — с арифметики. Тот, кто любит писать сочинения, пишет, а кто увлекается химией — кипятит
что-то в колбе над пламенем спиртовой горелки, и никто не удивляется, когда вкаком-нибудь классечто-то опять взрывается».Нужен абсолютно другой подход, и наше образование сейчас - рудимент.А по поводу разнородности. Как разделять? По достатку? По способностям? Или по наличию/отсутствию психических отклонений (я про тех, кто приходит в школу и всех расстреливает). А если эти отклонения невозможно выявить сразу? Или если в школу можно будет ходить по желанию, тогда вряд ли найдутся такие желающие психи?-
Отлично Ева!!! Я бы ещё к слову "рудимент", добавил бы "атавизм"
-
И ещё, что вы все заладили "разделять, сортировать", "второй сорт". Вы все в плену Макаренковско-лагерно-палочной системы. Всё наоборот! Хочешь - учись, не хочешь - свободен.
-
Это все понятно, хочешь-не хочешь. Но это скорее уже для старшеклассников. А как быть с мелкими? Какие серьезные сознательные решения они (в большинстве своем) могут принять в первом, во втором или третьем классе, касающиеся своего будущего образования, жизни, и т.д.? На них это будет распространяться? Я представляю, что родители какого-нибудь Тимофея 7 лет отроду говорят: все ты уже сознательная личность, теперь живи как хочешь, хочешь учись, хочешь не учись. И что будет дальше?) И вроде как заставлять нельзя насильно. Потому что если он не хочет, то и не будет, только в нем проснется ненависть к учебе.А сортировка - это мое, так сказать, уточнение по поводу школьного коллектива. Ведь если будет другая форма образования, и будут туда ходить только те, кто хочет учиться, это же тоже будет коллектив. Коллектив, объединенный жаждой знания. А где гарантия того, что в такой школе не произойдет перестрелка? (Ну или я не правильно тебя поняла... Ты привел довод разномастности, что сейчас это сбор кого-угодно... И поэтому могут случиться страшные вещи. Согласна. НО! Может ли тогда желание учиться стать в какой-то мере гарантией безопасности?)Получается, если это вновь будет коллектив, то опять же будут послабее и посильнее, победнее и побогаче... Ты сам говоришь о неравности. Поэтому может к тебе все и прицепились) А вообще, может школа будущего - это домашнее образование или школы-онлайн. Но как же тогда социализация?
-
У ребёнка есть родители, опекуны, в конце концов, им и решать. Не надо быть бабушками у подъезда, которые всегда знают, как кому быть, и упаси тебя макаронный монстр не послушатися. Но! Если одна "личинка человека" мешает всем, на улицу нахрен! И ещё, кто сказал, что должен быть коллектив? Да и сказку про равенство уже как-то поднадоело слушать...
-
Добавлю. ДА! Желание учиться гарантия безопасности, вот в этом я ни на йоту не сомневаюсь.
-
-
-
-
Возвращаюсь к сути суждений Николая. По сути он прав.В моем классе училось 20 человек. Было это давно, но с тех пор, подозреваю, ничего не изменилось. Начиная с пятого класса троих их моих одноклассников учить надо было в специальной школе, где главной целью обучения должна была стать социальная адаптация детей. Пифагор этим троим был непонятен. Из-за Пифагора один сел в тюрьму, один спился в юном возрасте, один повесился.Семь человек были нормальными ребятами, Пифагора им разъяснить было можно, но как-то Пифагор их не цеплял. Учить их надо было ремеслу. С молодых ногтей. Хороший столяр-краснодеревщик, кузнец или сварщик - дело уважаемое и верный кусок хлеба.Ещё семь человек имели задатки типичных синих воротничков. Институт железнодорожного транспорта, сначала зам, потом зав. сектором запорной арматуры. Их нужно было учить именно в нашей школе и с запорной арматурой в стране был полный порядок.Были трое полный не стандарт. Их нужно было учить по индивидуальной программе. Был такой персонаж Петя Гирилович, у человека были математические способности. Найдись учитель, который мог бы эти способности оценить, и будь у этого учителя у самого образование выше среднего, да плюс интерес учить Петю, вырос бы из Пети новый Лобачевский. Учился Петя на троечки по всем предметам кроме математики и стал Петя в последствии шофёром, шофером на троечку.Все по Экзюпери. Моцарт обречён. Младенца Моцарта пропустят через общий штамповочный пресс и будет Моцарт восхищаться дешевой музыкой в зловонном кафешанте.Николай прав. Школа остро нуждается в реформировании и нуждается давно. К сожалению ещё в более плачевном состоянии находится наше высшее образование. Это же надо так изловчиться, чтобы после пяти лет обучения получить на выходе полных профанов, причём в большом количестве.
-
В пандан уважаемому Олегу, недавно довелось мне присутствовать на интервью молодого человека (только закончил школу), занявшего призовое место на олимпиаде по физике, к слову это не первая его награда. Таких людей без слов принимают в любые университеты мира, да ещё и с немалой стипендией. Так вот, в разговоре он рассказал о том, как директор школы, скажем мягко, пытался припугнуть его неполучением аттестата, так как не все предметы достаточно освоены. На физкультуру с биологией он видимо не ходил, да и поездки на мировые олимпиады время от учебного процесса отнимают... То есть, директор, в приватном разговоре с учеником, говорит – а мне до одного места твои наградки и медальки, вот есть обязательные предметы, не сдашь, хрен что получишь. К чести молодого человека, сказано это было вскользь его и правда это как-то не задевало, рассказал, как о курьёзе, ну, например, как о том, как на входе в метро жетон не хотел приниматься. А надо думать, что этот молодой человек учится не в самой обычной школе…
Тут не реформа школьная нужна, а эвтаназия.
-