Машина от стыда




Наплававшись, человек возвращался в домик. www.venets.wordpress.com
Но причем тут купальная машина, и что это вообще такое? Это небольшой деревянный или брезентовый домик на колесах. С одной стороны такого дома - лесенка (иногда с раздвигающимся навесом), с другой – место для крепления оглоблей, чтобы запрягать лошадь. Когда кавалер или дама хотели искупаться, они шли на пляж и нанимали такой домик. Заходить в него полагалось в повседневной одежде: женщины – в кринолинах, корсетах, платьях с длинным рукавом, полусапожках и что там было еще в моде, мужчины – в брюках и пиджаках. (В такой же одежде – о ужас! – ходили по пляжу.) Извозчик завозил купальщика в воду (иногда это делали слуги), разворачивал дом так, чтобы скрыть выход в воду от наблюдателей на берегу, и уезжал. На некоторых популярных курортах были специальные рельсы, чтобы было сподручнее завозить машины в воду.


Дамы, использующие кринолины в качестве купальных машин. Иллюстрация: John Leech. www.cartoonstock.com

«Русалки в Брайтоне». Уильям Хит, 1829. www.commons. wikimedia.org
В общем, до чего только не додумается человеческий интеллект, обремененный нормами викторианской морали! А вот точная дата изобретения купального фургона доподлинно неизвестна. Согласно одним источникам, он был создан в 1750 году неким англичанином Бенджамином Билом (хотя есть мнение, что Бил лишь усовершенствовал конструкцию, добавив к ней складной навес над лесенкой). Другие данные говорят, что машина появилась на несколько десятилетий позднее. Между тем, в одной из библиотек курортного городка Скарборо английского графства Норт-Йоркшир будто бы висит гравюра, на которой изображено купание с использованием этого чуда технической мысли. Гравюра датирована 1736 годом.

Купальные машины стали популярны по всему миру. Фото: Roger Viollet, www.dailymail.co.uk
Как бы то ни было, а купальные машины быстро стали популярны буквально по всему миру – из Великобритании они попали в ее колонии, распространились во Франции, Германии, США, Мексике, России. Но уже в начале XX века эти домики пали жертвой сексуальной революции – как раз в это время разрешили смешанные пляжи, где могли находиться как мужчины, так и женщины. Необходимость в купальных машинах отпала: с берега тела прекрасных дам было не видно, но какой в этом был толк, если мужчины купались поблизости. Прятаться стало не от кого, и крытые повозки навсегда канули совсем в другие воды – реки забвения.
Общество
Машины и Механизмы