я могу свернуть горы
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает
Кирилл Оттавин
Все записи
текст

Ковры: узор истории

Кто и когда придумал ковер? Как их делают и почему на Востоке это до сих пор считается ремеслом, переходящим в искусство? Почему некоторые кавказские ковры хранятся в музеях? И, наконец, как так вышло, что в одном только Дагестане есть сразу несколько разновидностей традиционных ковров, которые отличаются не только узорами, но и технологией изготовления?
Ковры: узор истории
Жан-Леон Жером, Торговец коврами, commons.wikimedia.org

С чего всего начиналось

Ковер – вещь весьма древнего происхождения, в том числе для нашей страны. Повесть временных лет, описывая события междоусобной войны 977 года, отмечает: «вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре». Древнейший из найденных ковров был обнаружен в Пазырыкском кургане на Алтае, захоронении V века до нашей эры – то есть ему две с половиной тысячи лет. Кстати, хранится он в Эрмитаже.

Ковер времен царя Ксеркса выглядит удивительно похожим на современные. commons.wikimedia.org

Уже на нем видны черты, остававшиеся общими для большинства ковров где-то до XIX века: высокая плотность узелков (36 на квадратный сантиметр) и использование очень необычного красителя – кошенили. Получали его как тогда, так и позже из араратской кошенили. Это очень необычное насекомое, которое водится в Армении, Иране, Азербайджане и, в общем-то, более нигде.

Скорее всего, ковры, как и использование кошенили для их окраски, намного, намного древнее. Просто далеко не везде сохранность древних предметов такая же высокая, как в весьма необычном климате Алтая. Известно, что сама кошениль упоминается Саргоном II (VIII век до нашей эры), но поскольку его страна далека от региона проживания этого насекомого, то, вероятно, оно стало известным куда ранее. В клинописных табличках месопотамского государства Мари (II тысячелетие до нашей эры) идет бурное выяснение отношений по поводу того, что кто-то у кого-то потребовал в качестве дара ковер, а тот ему его не дал. В XV веке до нашей эры архивы аморейского государства Алалах (юг современной Турции) говорят о том, что сидения местного царя покрывали 40 ковров разных размеров.


Очень скоро ковер стал предметом, ассоциирующимся с богатством и знатностью. Это видно не только из того, что пазырыкский курган, где нашли древнейший ковер, явно возводили для вождя, но и из того, что ковры часто упоминаются в составе дани. Причины такого «статусного» взлета очевидны. До XX века жилище без щелей было весьма сложно организовать. Западная литература и в викторианское время описывает сквозняки в домах – причем такой силы, что от них то гаснут свечи, то начинаются случайные пожары.

Ну тут точно ковер для роскоши. Картина Хуана  Пантохи де ла Крус, The Somerset House Conference, 19 August 1604, rmg.co.uk
В таких условиях ковер, повешенный на стену у дивана, резко повышал комфорт пребывания на нем. А брошенный на пол – и комфорт для ног. Не менее важным это было и на Востоке: юрты кочевых народов в смысле щелей вряд ли были сильно лучше британских домов времен Конан Дойля. Резко континентальный климат глубин Евразии часто делал ковры на стенах более актуальными, чем в Англии.


Монгольская юрта. Фото: Philip Arneill, education.nationalgeographic.org

Но дело не только в практичности. Скажем, русские традиционно избавляли избу от щелей ежегодным запихиванием мха в щели между бревнами своих срубов. Иначе они просто не смогли бы пережить весьма специфические северные зимы, намного более суровые, чем у кочевников Причерноморья или персов с англичанами. Но в большинстве стран сделать «половик» – тканевый предмет, бросаемый на пол, – удавалось только достаточно прагматичным, но не очень красивым образом. Не хватало главного – ярких цветов восточного ковра.
Получать их в Евразии долго было негде. Индиго и шафран – экзотические субстанции, да и окраска от них не такая уж стойкая. Араратская кошениль очень стойка, ведь она содержит естественный кармин – но ареал несущего ее одноименного насекомого очень узок.

Именно поэтому князья Древней Руси, хазарские каганы, равно как и правители монголов, гуннов или средневековой Европы так ценили привозимые с Востока ковры. Еще Геродот отмечает: народы Кавказа ткут прекрасные ковры, цвета которых никогда не блекнут. Араратская кошениль, таким образом, на тысячи лет сделала Иран и народы Кавказа практически монополистами в мире плотных ковров.

Начиная с XVI века монополия Кавказа и Персии начинает шататься: в Новом Свете открыли сходное насекомое, мексиканскую кошениль. В то же время опыт в ткачестве ковров за пределами Персии и соседних регионов был умеренным, поэтому в целом ковры из этого региона продолжали оставаться самыми дорогими и «брендовыми» по всему миру.

В СССР очень любили вешать ковры на стену. Фото: В. Калинин, РИА Новости, back-in-ussr.com
Ковры в Дагестане

Отделить дагестанские ковры древности от персидских очень сложно: на протяжении веков Персия либо контролировала половину Дагестана, либо претендовала на это и собирала с него дань. Сам характер упоминания Геродота (на Кавказе) с трудом позволяет понять, идет ли речь об армянских коврах или же затрагивается территория современного Дагестана.

В то время, когда первые источники надежно фиксируют ситуацию для территорий именно Дагестана, ковровая индустрия тут уже явно сложившаяся и очень древняя. Ковры делали в основном из шерсти овец, но плотность достигалась совершенно необычная для любых других ткацких изделий. Предания ряда народов Дагестана утверждают, что в древности качество местных ковров проверяли так: сперва по только что вытканному ковру пропускали табун лошадей, затем несколько дней держали изделие под палящим солнцем, а затем опускали ковер в воду, где и держали, глядя, не будет ли потери красителя.

Поступали ли на самом деле так с предметами роскоши – конечно, большой вопрос. Однако стоит отметить, что ресурс дагестанских ковров действительно очень большой – в музеях есть образцы возрастом солидно больше 200 лет.

Крупнейшими и древнейшими специалистами по коврам в Дагестане считают табасаранов – представителей одного из местных народов лезгинской группы. Среди горожан их много в городах Дербент, Махачкала и Дагестанские огни. Если для остальных народностей Дагестана считалось необходимым иметь в приданом девушки ковер, то для невест табасаранских правилом было ткать ковры для своего приданого самостоятельно.

Шерсть для ковра мыли, сушили и скручивали в пряжу. На фото табасаранки, welcomedagestan.ru
Заготовка натуральных красителей. Для каждого цвета — свое растение. Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках. Фото: Иван Дементиевский, rgo.ru

Классический тип дагестанского ковра – ворсовый (настенный), содержащий геометрические изображения, похожие на растения и животных, а иногда и на людей. Полное и хорошо узнаваемое изображение (не стилизованное под геометрические узоры) было довольно редким, поскольку ислам такие изображения долго запрещал.

Весьма популярен в Дагестане и безворсовый ковер (их бросают на пол) «сумак». Их веками делали в Азербайджане и дагестанские лезгины. Благодаря особой технике плетения сумак остается гладким только сверху: снизу находятся шерстяные нити до 10–15 сантиметров длиной, делающие такой ковер весьма мягким для ног.

Кроме сумаков безворсовыми являются «давагины». В отличие от привычных нам ковров эти – двусторонние. Орнамент у них тоже не совсем обычный, его называют «рукзал», а фон таких ковров – синий или голубой. Чаще всего давагины встречаются у аварцев.

Широко распространенные в быту безворсовые ковры жители Дагестана называют по-разному. В русском фигурирует слово «палас», у табасаранцев – бархал, у аварцев – турут. Как правило, простые ковры для дома попроще: узоры на них повторяются и не такие сложные, как на других коврах. Иногда встречаются и иные материалы – хлопок и даже конопля. Возможно, поэтому их и используют чаще.

На севере Дагестана распространены другие ковры – войлочные. Как несложно догадаться, особо популярны они у народов некогда кочевых – ногайцев, кумыков, аварцев и даргинцев. Арбабаш – наиболее известный из типов таких ковров. Войлок был популярен у кочевников по двум причинам. Во-первых, его не надо ткать – шерсть используется валяная. Значит, нет нужды в сложном и крупном станке, без которого не сделать ковры южного Дагестана. А как же тогда получить узор? Просто: из войлока разных цветов вырезаются слои разной формы, которые потом накладываются друг на друга и соединяются.

Во-вторых, у войлока очень низкая теплопроводность – и огромная устойчивость к ветру. Для юрты в степи это предельно важное качество. В то же время понятно, что сложные, затейливые узоры при такой технологии получать заметно сложнее. Быть может, поэтому такие ковры редко встретишь в Дербенте.

Сегодняшняя ситуация с коврами во всем мире сильно отличается от древней. Изобретение анилиновых красителей в XIX веке резко упростило производство ковров на фабриках, и поэтому их «ширпотребные» версии перестали быть баснословно дорогими.

В то же время массовый бум именно «ковров для бедных», по всей видимости, позади. Современные дома редко содержат щели, делающие ковры обязательным элементом интерьера. В таких условиях ковры утратили практические функции, но сохранили эстетические и декоративные. Не исключено, что именно в этом секрет возврата популярности ручных ковров – в том числе и дагестанских.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK