Коники, уточки и свастика: украшения древних славян
![Коники, уточки и свастика: украшения древних славян](/upload/resize_cache/iblock/c44/658_9999_1/5x303wunxmxka2fmxtj5eh4gp426wbn5.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/c44/600_400_1/5x303wunxmxka2fmxtj5eh4gp426wbn5.jpg)
arheologija.ru
В. Янин «Древняя Русь. Быт и культура», coollib.net
Про одежду языческих славян известно так же мало, как и про их «поганую религию» (в свое время, между прочим, это слово не несло никакой негативной окраски, произошло от латинского paganus – «сельский, дикий», поэтому им и называли язычество). И мы сейчас не про ту седую древность, когда и самих славян-то не было. С точки зрения историков, конечно, ведь их предки, безусловно, где-то существовали. Но где – вопрос этот почти так же неоднозначен, как парадоксы квантовой механики. Об этом мы писали в статье о происхождении наших праотцов – «Вначале были славяне?».
Следы появления славян в летописях соседних народов, материалы археологии и, наконец, первые слова славянского языка – позволяют сказать что-то конкретное лишь в V–VI веках на Нижнем Дунае, когда массы «новых варваров» вступают в контакт с Византией. О деталях облика тех таинственных племен говорить не приходится. Да что там раннее Средневековье – мы мало знаем о быте простых горожан даже вплоть до крещения Руси. И уж тем более о такой «эфемерной» вещи, как одежда. Ведь она попросту не сохраняется в «культурном слое» нашего климата. О ней чаще всего судят по украшениям, потому что их изготавливали из металла и они, как правило, к чему-то крепились. Поэтому, когда мы будем говорить об одежде, стоит помнить, что это данные X–XIII веков – период, по которому уже найдено заметное число украшений.
Кстати, о металле и климате. Украшения делали в основном из латуни, бронзы, иногда, конечно, из импортных серебра и золота. Природа Русской равнины вообще не очень богата легкодоступными (близкими к поверхности) рудами. Даже железо, которое можно было добыть в Средние века, в России в основном «болотное» (оно состоит из бурого железняка, который залегает в болотах), то есть получить из него металл высокого качества сложно.
Наталья СорокинаФото из личного архива
И мы не зря сказали об импорте.
– Нельзя говорить только о культуре славян, потому что они жили в постоянном контакте с финно-уграми – происходил обмен опытом, – говорит историк, специалист по ювелирным украшениям языческих славян Наталья Сорокина. – Кроме того, очень большую роль играли и скандинавские наемники в дружинах. Облик древнерусских князей мы можем реконструировать по захоронениям в Соборе Святой Софии в Киеве, Некрополю Софийского собора Новгорода, облик дружинников – по курганам в Гнёздово [Смоленская область. – ММ], одежда обычных горожан (собственно древнерусский костюм) реконструируется по материалам из раскопок древнерусских городов, захоронений и кладов.
Голова: внимание к вискам и магия женских волос
– Основное женское украшение славян – височные кольца, – продолжает Наталья. – В первую очередь, ромбощитковые, но также и перстнеобразные, трехбусинные. А еще тонкие пластинчатые головные венчики, венчики из парчовой ленты с нашивными бляшками. Но самыми красивыми, наверное, были семилопастные височные кольца.
![](/upload/comments_file/d89/f3ots26c0qhltvz0knfgh51768ect2gp.jpg)
В общем, славян не зря изображают с лентами, повязанными вокруг головы, – их называют очельями (между прочим, самый распространенный головной убор наших предков). К ним-то и крепилось все это великолепие. Ведь это были не просто ленты – часто они имели жесткую основу.
![](/upload/comments_file/8c8/af9f44joj43qaqtjnmjeeck80qla98md.jpg)
Помимо очелья женщины надевали на голову и некое подобие платка – «плата», «покрова» или «повоя». Точное его описание – сверхзадача, о его форме можно судить лишь по отдельным найденным фрагментам. И все-таки эти находки показывают, что женский и девичий головные уборы различались.
«Этнографические материалы XVIII–XIX веков свидетельствуют, что форма традиционного женского головного убора была тесно связана с представлениями о магической силе женских волос, – пишет в своей работе “Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии” историк Юлия Степанова. – Данные археологии позволяют говорить, что подобные представления существовали уже в древнерусскую эпоху. Девичий убор предполагал открытые волосы – об этом свидетельствуют вплетенные в волосы височные кольца. Головной убор девушки мог состоять из одной налобной ленты. Женский [головной] убор полностью закрывал волосы. В его состав могли входить жесткая основа – кружок из бересты, луба или кожи, шапочка из ткани, головное покрывало. Налобная часть убора украшалась металлическими венчиками, подвесками, расшивалась бусами. Височные кольца в женском уборе крепились к внешней стороне жесткой основы».
Находки мужских головных уборов очень редки. Например, в Верхневолжье найден лишь один такой артефакт – фрагмент войлочного головного убора в форме колпака.
Шея: свастика vs крестик
Современные ювелирные магазины продают немало украшений традиционных славянских форм. Взять хотя бы лунницы – это такой полумесяц с перевернутыми рогами. Солярные и лунные символы вообще важны для земледельческих культур, потому что урожай зависит от времени года, погоды и положения светил.
Лунницы носили в составе ожерелья. Это еще что – некоторые бренды даже продают целые наборы «язычника» с символикой свастики! У славян они ассоциировались с солнцем (и, как у всех земледельческих культур, носили сакральный характер), но позже они, как известно, стали символами Третьего рейха.
![](/upload/comments_file/eb6/1dmca9obq4a05mg7tyxb1x7008yiwfqx.jpg)
– Помимо этого, женщины носили серьги, рясны и колты, похожие на височные кольца, полые внутри (поэтому в них могли быть какие-то вкладыши, возможно, с ароматами). И те, и другие также крепились к очелью. Такие вещи находят в погребениях, поэтому не факт, что наши прапрабабушки носили все это в повседневной жизни. Но об облике простых язычников у нас очень мало данных.
Впрочем, мышление тех людей было очень архаичным, а для него характерно использование амулетов (тех же лунниц, солярных символов), защитных оберегов в повседневности, поэтому не исключено, что подобные предметы все-таки были частью древнерусского костюма. Можно предположить, что и сегодня наш человек больше предрасположен к ношению оберегов, чем, например, западный, поэтому мы придаем большое значение нательному крестику.
![](/upload/comments_file/d9f/1oxw7uv4z6d49mv6tl71vk2mdr66jq3j.jpg)
А еще на шее носили бусы (их делали в основном из стекла и сердолика; нитей могло быть несколько, причем разного цвета) и гривны – металлические обручи, которые украшали княжеско-боярскую знать. Причем у славян гривны носили женщины, а у других народов – мужчины.
Пояс: вместо кармана
Пояс славянки тоже был богат – на нем висели привески-амулеты и предметы быта: ложечки, пряслица, гребни, шилья. Были здесь и так называемые шумящие привески (коники, уточки) – финно-угорский компонент. При соприкосновении металла с металлом все это издавало мелодичный звон.
Мужчины носили в этой части костюма свои атрибуты – ножи, оселки, кремни, тесала, даже сумки. Пояс у наших предков, как ни странно, вообще выполнял функцию кармана. А обряд его повязывания у сильного пола обозначал переход юношей в категорию взрослых мужчин. Пояс в принципе имел обрядовое значение – ему уделяли внимание на свадьбах и похоронах.
![](/upload/comments_file/72c/nzf7mv8p9c5h8yey4k03ezf11yutgf76.jpg)
– Скорее всего, славяне обоего пола носили льняные и конопляные нательные белые рубахи (сорочицы или сорочки), а сверху – цветные шерстяные и полушерстяные из овечьей шерсти, которые надевали по погоде, – говорит Наталья. – По тому, что найдено в Новгороде, можно судить, что это был бытовой текстиль низкого качества из нитей слабой крутки с простым орнаментом в шахматную клетку или полоску. Край рукава украшали узорами с земледельческими символами (например, ромбами – знаками засеянного поля, солярными эмблемами, крестами, зигзагами) – наши предки верили, что через них не могли проникнуть злые духи. Зимой носили мех, потому что с пушниной проблем не было [есть свидетельства, что одежда была кожано-меховая, причем мех носили внутрь. – ММ]. Ткань, из которой шили одежду для князей, была в основном импортной, декорированной золотым шитьем и разноцветными шелковыми лентами, пришитыми на ткань. Шелк вообще был очень дорогим и статусным.
Так что наши предки носили вполне себе пеструю одежду. По крайней мере, в новгородских грамотах упоминается об одеяниях зеленого и голубого цветов и нитях для вышивки такого же зеленого, а еще красного и зеленовато-желтого оттенков. Вышеупомянутые ленты (простой люд редко шил их из шелка, но в основном из того же льна – ленты, как правило, нашивали на ворот, рукава и пояс, шелковые шли на подол платья) тоже вышивали разноцветными нитями. Причем самым любимым сочетанием наших пращуров были красные, синие и желтые цвета. А еще славяне носили тесьму и бахрому из шерстяной пряжи.
Но чаще всего, как уже было сказано выше, встречался материал в клетку. Ее делали так – в шахматном порядке переплетали разноцветные (или однотонные) нити утка и основы. Эту ткань так и называли – «пестрядь», она настолько полюбилась на Руси, что была популярна вплоть до начала XX века.
![](/upload/comments_file/44c/qf9gkvboyq245qbq5ap5mmqebana37yp.jpg)
Пестрядь, праздничная одежда начала XX века, Архангельская губерния, ornamika.com
Поверх шерстяной рубахи женщины, вероятно, носили такой же шерстяной платок, который застегивался булавкой. Таковые тоже заимствовали – они представляли собой прибалтийские образцы с треугольными, крестовидными и двуспиральными головками. А вот фибулы находят в основном подковообразные, в отличие от овальных, распространенных в Европе. При помощи них (они были как женскими, так и мужскими) дамы пристегивали так называемый верхний передник (нечто похожее на сарафан, который надевался поверх нательной рубахи), одежду с рукавами или наплечное покрывало.
Сильный пол, как и во все времена, одевался куда практичнее, так что главным украшением у него помимо перстней и фибул (ими пристегивали плащевидные накидки, варианты названий которых поэтичны: корзно, мятль, луда, манатья, коц, япкыт), была разве что пряжка да наконечник пояса. Впрочем, нижняя одежда мужчин и женщин была сходной по фасону – с глухим кроем и небольшим разрезом по вороту спереди. А вот у нарядных сорочек были невысокие воротники-стоечки с жесткой основой из бересты или кожи, застегивающиеся сзади и украшенные вышивкой. Больше всего стоячих воротников – с разрезом слева (их носили оба пола, воротники в виде каре и трапеции же – чаще всего мужчины).
Кстати, ученые считают, что мужской костюм, вероятно, отражал социальный статус его носителя, а женский – этнокультурные особенности и возраст.
![](/upload/comments_file/92d/pwrzn84dvoae2yxs26kp23yk2qese4b1.jpg)
«В некоторых погребениях обнаружены парные украшения на плечах. Это позволяет сделать предположение о наличии одежды типа туникообразного “сарафана” глухого покроя. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии) и балтов X–XIII веков. В большинстве женских погребений Верхневолжья встречаются непарные украшения на плечах – цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. <…> Наличие деталей костюма в поясной зоне погребений позволяет предположить не только наличие самого пояса, но и поясной одежды типа поневы или юбки», – пишет Степанова.
Руки: браслеты как манжеты
Браслеты у славян простенькие – витые (так же, кстати, выглядит и большинство колец) или пластинчатые – в виде согнутой пластинки. Прекрасный пол предпочитал носить браслеты на левой руке, но иногда надевал и на обе сразу, причем парные, однотипные. Интересно, что в этом случае на внутренней стороне браслетов находят остатки тканей. Поэтому археологи предполагают, что такие украшения были не просто красивым, но и практичным предметом гардероба – они могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава.
Мужчины, как и сегодня, носили перстни-печатки, а женщины – со вставками из стекла и хрусталя. Кольца лили из сплава олова, свинца, бронзы и золота. Перстни тоже носили как на одной, так и на обеих руках до четырех штук одновременно. А то и вовсе нашивали на пояс – красиво ведь!
Иногда, впрочем, мужчины носили и браслеты, и даже серьги. По форме первые были такими же, как и женские, разве что больше и массивнее. А вот мужские серьги представляли собой колечки диаметром 1–1,5 см и носились в одном ухе. «Обычай ношения одной серьги мужчинами зафиксирован в письменных источниках X–XIX веков и просуществовал до XIX века. <…> Ношение серьги в одном ухе в XIX – начале XX века у русских крестьян считалось признаком щегольства и удали», – пишет Юлия Степанова.
![](/upload/comments_file/f0a/5cebhyi0koo0l3bgd6hr6rbn4kj4igt0.jpg)
Ноги: кожаная обувь
– На ногах славяне носили простые поршни – что-то вроде кожаных тапок [а еще башмаки – самую древнюю форму обуви на Руси, мягкие женские туфли, полусапожки и сапоги, на которые наносили вышивку и тиснение. – ММ], – говорит Наталья Сорокина. – Горожане вообще использовали только кожаную обувь и аксессуары – сумочки, ножны, ремни, сбруи, пояса и рукавицы.
![](/upload/comments_file/716/xljwhcwldwon8ufkcw7vr100owinaz4z.jpg)
В ряде мужских погребений Верхневолжья X–XIII веков в зоне колен найдены металлические кольца, по форме аналогичные поясным. Поэтому историки предполагают, что сильный пол мог носить сапоги с мягким и широким голенищем, стягивающимся у колен кольцами. Такая обувь, например, была характерна для балтов. Возможен, впрочем, и другой вариант – короткие полусапожки и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывающиеся под коленом. Но в пользу высокой обуви говорит расположение ножей в области голени, что хорошо известно по данным этнографии.
А как же лапти? «Как утверждают исследователи одежды, они были еще в каменном веке. В ранних слоях древнерусских городов они почти неизвестны. В Новгороде обнаружен лишь один лапоть, найденный в слоях XV века. О существовании лаптей в более раннее время говорят как находки инструментов для плетения лаптей – кочедыков, так и наличие плетеной обуви в могильниках», – пишет в книге «Древняя Русь. Быт и культура» известный археолог и историк Валентин Янин.
![](/upload/comments_file/350/mlk5qaiba25ve7sepntjyauu9k7ie5hu.jpg)
Впрочем, все, о чем мы говорили, касается домонгольского времени. Есть мнение, что под влиянием Золотой Орды костюм славян стал совершенно иным. Потому что монголо-татары к тому времени уже были представителями монотеизма – тенгрианства, а потом и ислама, и ярыми противниками язычества. По крайней мере, точно известно о взаимовыгодных отношениях Золотой Орды и церкви. Первые могли поддерживать вторую в ее давлении на язычество, а заодно на лунницы, колты и височные кольца. Но это уже совсем другая история.
Общество
Ольга Фадеева