я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Холмс и загадка многофункционального моста

Представьте город, стоящий на плоской мостовой. Или торговый центр. Или ресторанный кластер, определивший культурный облик страны. Рассказываем о мостах, меняющих городское пространство, – с разными подходами и разными результатами.
мост Понте-Веккьо
Мост Понте-Веккьо. Фото: Nan Palmero, flickr.com

Мост Понте-Веккьо

Понте-Веккьо – знаменитый мост возле Палаццо Питти во Флоренции с захватывающей историей и потрясающим видом на реку Арно. Итальянский архитектор Таддео Гадди проектировал мост, задумывая его как оборонительное сооружение. Но известен Понте-Веккьо в первую очередь своими торговыми площадками.

Сотни лет торговцы рыбой, мясники и кожевенники занимались своим ремеслом вдоль моста. В густонаселенных городских центрах средневековой Европы за пространство для торговли требовали больших денег. Торговцы, чтобы не переплачивать, часто предлагали клиентам товары на речных переправах. Магазинам не разрешали монополизировать саму магистраль, поэтому владельцы «подвешивали» товары у Понте-Веккьо, над самой Арно.

Высокие расходы на строительство моста, понесенные муниципальным советом, предполагалось частично покрывать за счет сдачи в аренду помещений. К середине XV века гильдия мясников города получила в пользование большую часть коммерческих помещений моста, что поощрялось городским советом в первую очередь по соображениям гигиены – место идеально подходило для торговли, поскольку постоянное снабжение водой и доступ к водотоку (рассматриваемому как открытая канализация) имели решающее значение для мясников. Кожевники и изготовители пергамента работали бок о бок с ними.

Поначалу взаимовыгодное сотрудничество процветало, но позднее городские власти начали продавать и сдавать участки всем подряд, и к началу XVI века Понте-Веккьо превратился в один из самых грубых и дурно пахнущих уголков города.

Мост соединял главную резиденцию Медичи – Палаццо Питти с правительственными учреждениями в Уффици и Палаццо Веккьо, и неприятные запахи, создаваемые плебейскими торговцами, работавшими вдоль моста, в конечном итоге стали невыносимыми для великого герцога Медичи Фердинандо I. Он изгнал торговцев в 1590-х годах.

Стремясь поднять имидж Понте-Веккьо, Великий Герцог пригласил золотых дел мастеров и ювелиров открыть магазин в пустующих помещениях. Характер моста преобразился. Он до сих пор остается возвышенным и элитарным: ювелиры и ювелирные магазины все еще арендуют здесь помещения. Если точнее, речь идет о 48 магазинах.

На мосту Понте-ВеккьоНа мосту Понте-Веккьо. Фото: user32212, pixabay.com

Однако мост Понте-Веккьо хранит еще один секрет. Переход через всегда переполненный мост был довольно хлопотным и означал столкновение с гражданами из всех слоев общества. Поэтому отец Фердинандо, великий герцог Козимо I, захотел вообще обойти мост. По случаю предстоящей свадьбы своего сына Франческо Медичи и Иоанны Австрийской в ​​1565 году Козимо нанял художника, архитектора и писателя Джорджо Вазари, чтобы тот спроектировал частный крытый проход прямо над Понте-Веккьо. Тайный ход должен был как бы дублировать мост – и позволять герцогу и его семье свободно перемещаться между дворцом Питти и Уффици без помех.

Вид сверху на мост Понте-Веккьо и часть коридора ВазариВид сверху на мост Понте-Веккьо и часть коридора Вазари. tripadvisor.com

Однако Вазари не ограничился строительством простого прохода: свой коридор он сделал также художественной галереей. Там выставлялись и выставляются до сих пор картины и портретные бюсты знаменитых флорентийцев. Впечатляющий проход простирается в общей сложности на километр, начиная с западного крыла галереи Уффици, через Понте-Веккьо и далее через церковь Санта Феличита и вниз в сады Боболи на территории дворца Питти. В коридоре хранятся тысячи драгоценных произведений искусства. Люди, читавшие «Инферно» Дэна Брауна, наверняка слышали о коридоре – он упоминается в романе.

Мост Риальто

Мост Риальто, символ величия Венецианской республики, старейший и самый известный из четырех мостов, пересекающих Гранд-канал, на протяжении многих лет оставался центром экономики Венеции.

В начале 1500-х годов люди начали говорить о замене предыдущего деревянного моста, который несколько раз горел. Строительство поручили инженеру Антонио да Понте. Возведение моста началось в 1588 году и завершилось в 1591 году. До 1854 года мост оставался единственным связующим звеном между двумя берегами Гранд-канала.

Мост РиальтоМост Риальто. Фото: Claudio Schwarz, unsplash.com

Мост Риальто состоит из единственной арки, протянувшейся более чем на 28 метров, и двенадцати тысяч деревянных столбов для поддержки фундамента. На нем располагаются 24 магазина, распределенных по обеим сторонам конструкции. Изначально мост «сдали» золотых дел мастерам, ювелирам и ремесленникам. В наши дни на Риальто торгуют дорогой туристической продукцией – золотом, изделиями из муранского стекла, венецианскими масками.
Мост БагратионМост Багратион. Фото: Ludvig14, commons.wikimedia.org

Мосты с магазинами есть и в России. Мост Багратион у комплекса небоскребов Москва-Сити имеет два уровня: на нижнем расположена полностью застекленная крытая галерея с траволаторами, а на верхней – торговые ряды. По сути, мост функционирует и как средство для перехода, и как торговый центр.

Лондонский мост

Построенный в Лондоне между 1176–1209 годами, Старый Лондонский мост вмещал почти 200 торговых точек. Они выстраивались по обе стороны моста с торговцами, живущими наверху, и достигали высоты в 7 этажей. На мосту также располагались часовня и водяные колеса для питания водяных насосов и мельниц. В начале XIII века на мосту стояла даже башня. Пересечение Старого Лондонского моста занимало час. Пешеходы вынуждены были пробираться мимо шатких магазинов. Акт Парламента от июня 1756 года дал разрешение на снос всех магазинов и домов на Лондонском мосту. В конце концов, в XIX веке мост и вовсе заменили на новый. После завершения его строительства Старый мост разобрали.

Старый Лондонский мостСтарый Лондонский мост. Иллюстрация: Claude de Jongh, english-heritage.org.uk

Галатский мост

Первый зарегистрированный мост через Золотой Рог был построен во времена правления Юстиниана Великого в VI веке, недалеко от области около Феодосиевых стен на западе Константинополя.

В начале XIX века Махмуд II построил мост выше по Золотому Рогу, между районами Азапкапы и Ункапаны. Этот мост, известный как Хайратие (благодеяние), открыли 3 сентября 1836 года. Проект был реализован заместителем лорда-верховного адмирала Февзи Ахметом-пашой с использованием рабочих и оборудования военно-морского арсенала в близлежащем Касымпаше.

В 1845 году Галатский мост в устье водного пути (то есть на месте нынешнего моста) построили из дерева по просьбе Валиде Султан, матери Абдул-Меджида I. Чтобы отличить от предшественника, его стали называть Новый мост. Путеводитель Карла Бедекера также упоминал его как мост Султана Валиде. Мост использовался в течение 18 лет. Любопытно, что первые три дня переход по мосту был бесплатным. Но 25 ноября 1845 года начался сбор пошлины за проход.

Бесплатно: военные и сотрудники правоохранительных органов, дежурные пожарные, духовенство,
5 пара (денежная единица Османской империи, чаще всего равная 1⁄4000 лиры): пешеходы,
10 пара: люди с рюкзаками,
20 пара: вьючные животные,
100 пара: конные экипажи,
3 пара: овцы, козы или другие животные.

До 31 мая 1930 года эта пошлина собиралась должностными лицами в белой форме, которые стояли по обоим концам моста.

Четвертый Галатский мост был построен в 1912 году немецкой фирмой Hüttenwerk Oberhausen AG за 350 000 золотых лир. Плавучий мост – 466 м в длину и 25 м в ширину – сделали из 12 отдельных частей. В нижней части оставили место для баров и ресторанов, которые вскоре уже наслаждались свободным духом моста. Галатский мост стал важной частью турецкой культуры.

Галатский мост долгое время служил символическим связующим звеном между старым городом Стамбула, местом расположения императорского дворца и основных религиозных и светских учреждений Османской империи, и современными районами Бейоглу, где большая часть жителей раньше была немусульманами и где жили и работали иностранные торговцы и дипломаты. Турецкий писатель Пиями Сафа в романе «Фатих-Харбие» писал, что человек, который перейдет Галатский мост, попадет в другую цивилизацию и культуру. Мост появляется в большинстве рассказов о Константинополе.

Галатский мостГалатский мост. Фото: Mucahit Cetin, flickr.com

В 1992 году пожар повредил мост – его переместили чуть выше по течению. На месте старого турецкая фирма STFA построила новый Галатский мост, которым жители и гости Стамбула пользуются и поныне.

Новые проекты

Дизайнеры, архитекторы и урбанисты до сих пор стремятся найти новую оптику для осмысления роли мостов. Так, в Испании, например, специалисты из архитектурной студии Yrat Khusnutdinov & Zhang Liheng разработали проект 24/7 Habitable Bridge – масштабный жилой комплекс, расположенный на мосту.

24/7 Habitable Bridge,  проект, иллюстрация: Ayrat Khusnutdinov & Zhang Liheng, archdaily.com24/7 Habitable Bridge. Иллюстрация: Ayrat Khusnutdinov & Zhang Liheng, archdaily.com

Зеленый слой наверху создает прослойку, изолируя пространство от шума города. Нижний слой моста – это оживленный центр с уличными представлениями, торговцами и всем, что может предложить общественная улица современного города.

Bridge House.Фото: DS Pugh, geograph.org.uk.Одна из любопытных достопримечательностей Озерного края (Англия) – Bridge House.Крошечное здание изначально былоBridge House. Фото: DS Pugh, geograph.org.uk

Одна из любопытных достопримечательностей Озерного края (Англия) – Bridge House. Крошечное здание изначально было магазином яблок для близлежащего Ambleside Hall. Его строили на мосту, опять же, в целях экономии – чтобы избежать налога на землю. Когда-то в двух комнатах домика жила семья с шестью детьми. В 1926 году его выкупила группа местных жителей. Они передали дом на попечение National Trust.

Мост Эспланада Риел в Канаде, открытый в 2004 году, строили изначально со специальной башней под ресторан.

Мост Эспланада Риел. Фото: Zach Seibel, flickr.comМост Эспланада Риел. Фото: Zach Seibel, flickr.com

Сингапурские застройщики работают над идеей моста-парка – Sentosa Sensoryscape. По их задумке должна получиться 350-метровая прогулочная зона по острову Сентоса в Сингапуре.

мост-парк Sentosa Sensoryscape, проект. Сингапур. Фото: Plomp, akt-uk.comSentosa Sensoryscape. Фото: Plomp, akt-uk.com

В Гамбурге, одном из наиболее густонаселенных городов мира, размышляют над проектом Living bridge – многоэтажного и многоквартирного моста.

мост Living bridge, проект, Гамбург. Фото: Gärtner Christ, haditeherani.comLiving bridge. Фото: Gärtner Christ, haditeherani.com

В любом случае, полный функционал мостов мир еще исследует.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK