«Извините за все»: дар быть японцем
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram



ВООБЩЕ-ТО ВОСПРИЯТИЕ и адаптация внешнего влияния – навык для японцев далеко не новый. В течение всей своей истории Япония воспринимала культуру Китая: здесь и заимствование китайских иероглифов, и дзэн-буддизм, выросший из китайской секты «Чань», и развитие традиции чайной церемонии (интересно, что исконно китайская чайная церемония сохранилась именно в Японии). Поэтому когда потребовалось совершить прорыв от аграрной страны с подорванной экономикой до промышленной державы, эта задача оказалась японцам вполне по силам – по их собственным. В Японии низкий уровень рождаемости и дефицит рабочей силы, но до недавнего времени она почти не пускала к себе гастарбайтеров: заниматься неквалифицированным трудом в стране могут только иностранные студенты и стажеры. Именно по стажерским программам в Японии работает немногочисленный персонал из Китая, Вьетнама или Камбоджи. Иностранцы в штате обходятся дорого, потому что по закону им нельзя платить меньше, чем коренным жителям, а зарплаты в Японии довольно высокие. В итоге и жизнь получается дорогая, но японцы не стремятся ее удешевить за счет мигрантов: большая часть населения против гастарбайтерства и более лояльно смотрит даже на повышение пенсионного возраста. Такая закрытость выглядит анахронизмом в эпоху глобализации, но она помогает японцам сохранять исключительную однородность нации. И от этого они получают немало пользы – точнее, не получают многих мировых проблем. Японии не знакомы расизм, национализм и оглядка на толерантность, там трудно разжечь социальный конфликт: когда вся страна – одна большая семья, все растут в одних и тех же традициях, усваивают одинаковые ценности и образ мыслей.

По западным меркам, в Японии махровая гендерная дискриминация: традиционно женщина целиком отвечает за воспитание детей и домашний очаг (еще одна поговорка: «Мужчина не должен заходить на кухню»), смотрит на мужа снизу вверх и может десятилетиями ждать повышения по службе, пока коллеги-мужчины продвигаются за пару лет. Сейчас ситуация меняется, но патриархат по-прежнему силен – например, старшее поколение считает, что мужчина с продуктовой сумкой «теряет достоинство».
И с таким же недоверием японцы смотрят на тех, кто навсегда покинул страну. Если на чужбине не сложится и беглец решит вернуться на родину, относиться к нему будут как к гайдзину – иностранцу.

Общество
Диана Фармаковская