Этюд в классических тонах
Перед Новым годом в оперно-балетных театрах традиционно дают «Щелкунчика». Билеты – не достать. Волшебство и ожидание чуда – все, что нужно усталым взрослым и восторженным детям под конец года, слилось в великолепном сценическом празднике, подаренном гениальными Гофманом, Чайковским и Петипа. Но это раньше: в 2020-м поход в театр – удовольствие не для всех…
Поговорим о балете? Но только недолго: балет не любит слов. Помню, в детстве, приходя на балет, не могла спокойно смотреть на сцену, все время хотелось, чтобы артисты… запели. Сейчас понимаю – незачем. Тело всегда скажет больше, оно редко ошибается и почти никогда не врет. Нет ничего удивительного в том, что танец называют ведущим искусством XXI века. Во времена, когда люди мало верят словам, когда писаные истины сплошь подвергаются сомнению – на сцену возвращается танец во всех его проявлениях.
Поражает живучесть истин хореографических. Времена меняются, но основой танца как был, так и остается батман, эталонной позицией – арабеск, а Нижинский, Уланова, Плисецкая – кумирами миллионов. Врезалось в память замечание Фаруха Рузиматова участнику одной телепередачи про балет: «В “Сильфиде” нет такой кисти…» В танце истина непоколебима.
Каким бы ни был контемпорари-дэнс сегодня – ясно, что вышел он из классического балета. Вечное желание сказать новое слово в искусстве не может не опираться на его основные законы и в любом случае требует точности, выверенности и стремления к идеалу. Движением передать эмоцию, рассказать историю, обнажить чувства, а главное – помочь познать самого себя – ради этого существует танец. Жест, мимика, совершенство линий – без гармоничного балетного «набора» составляющих немыслимо было бы многообразие современного танца.
Жизель - С. Захарова. Большой театр
Нам часто кажется, что в «контемпе» больше энергии, больше жизни, что классический балет, так сказать, слишком идеален для современности. Но разве это так? Любой танец есть олицетворение жизни. Возьмем «Жизель» А. Адана. Танцевать для Жизели значит чувствовать себя живой, любящей. Она танцует и после смерти и этим спасает своего возлюбленного. Или финал «Баядерки» Л. Минкуса: танец как триумф и обещание вечной жизни и любви. Танец может быть способом показать все краски мира: вспомним, например, испанский и китайский танцы в «Щелкунчике» П. Чайковского, венгерский и неаполитанский в его же «Лебедином озере». Танец издревле сопровождал праздник, и сам может быть воплощением торжества, как в «Дон Кихоте» Минкуса. Танец как победа света над тьмой («Спящая красавица» Чайковского), любви над коварством («Корсар» Адана).
Классический балет сегодня сродни глотку свежего воздуха. Он не нуждается в скрытых смыслах, он скорее напоминает нам о стремлении всего живого к прекрасному, гармоничному. Это удивительный по своему изяществу способ преобразования внешней действительности. Тайна великой красоты и великого же труда.
"Щелкунчик" (Н. Цискаридзе, А. Воронцова), Большой театр
Общество
Елена Кудрявцева
-
Как красиво, Лена! Особенно "балет не любит слов".Сразу немедленно захотелось купить билеты на балет, но перед новым годом это, и правда, удовольствие для избранных. У меня есть подруга, которая традиционно копила деньги, откладывала, чтобы сходить на балет перед Новым годом. А, мне кажется, у меня пропало ощущение чуда от Щелкунчика или Золушки. У меня ощущение чуда теперь, когда в Мариинке современные вещи удается сделать хорошо, это такая редкость х)Вообще, конечно, поражена, как ты это всё так красиво и лаконично написала, спасибо большое за этот текст, у меня было такое дурное настроение, а теперь как будто кислородный баллон к лицу прижали, веришь нет)
-
Яна, спасибо! Я так рада!
-
-
А мне больше нравятся балеты Эйфмана)) И опера!
-
Несколько лет назад смотрела их "Чайковский. PRO et CONTRA". Под впечатлением, конечно.
-
Даа, на фоне Мариинки той же Эйфман хорош. Он, что называется, первый, но, мне кажется, сейчас уже достойная смена выросла – Варнава, Кайдановский (оочень его люблю), Смекалов, Мирошниченко. Ратманский, конечно, хотя он не в этом списке, а ближе к Эйфману)А из зарубежных я просто обожаю Марко Гекке, этот немец делает что-то невероятное с балетом, всегда стараюсь ходить, когда его труппы в Питер приезжают! А из классического балета – Дэвид Доусон, хотя я у него только записи смотрела.
-
Вот это да, ничего себе ты в теме! Я, честно скажу, не настолько... Поскольку слежу за Самарским театром, знаю, что Смекалов там поставил не так давно "Три маски короля" - что-то небывалое для труппы и нашего зрителя) Мечтаю попасть как-нибудь в город в то время, когда будут давать этот спектакль.
-
Я была на его премьере в Питере "1234" в БДТ, он там, конечно, блестящую команду танцоров собрал, но в целом было – ну такое, честно говоря... Как-то слишком инстаграмно и ради картинки. Очень поверхностно, на мой вкус. Я люблю вещи посложнее. Я вроде еще что-то у него в Мариинке видела. Но вообще-то я давно хочу попасть на его "Солярис" в "Приюте комедианта", у меня даже билеты были, но всё отменилось из-за карантина( а я хочу именно на версию, где Сергей Любимов танцует, премьер Немировича-Данченко. Он редко приезжает. Блин, так расстроена была, что сорвалось, я уже два года мониторю, когда он будет(
-
Так что, если посмотришь в Самаре его три маски, обязательно напиши, как тебе! Я собираю мнения) никак не могу понять, то ли он переоценен публикой, то ли я ничего не понимаю в балете х)
-
Ну, последнее тоооочно не так)
-
-
-
-