Установлен первый известный науке переносчик чумы

Немецкие исследователи выявили самого первого из известных носителей бактерии Yersinia pestis — чумной палочки, вызывающей чуму. Им оказался охотник, живший на территории современной Литвы около 5000 лет назад.
Установлен первый известный науке переносчик чумы

Останки RV 2039 — такую идентификацию учёные присвоили скелету — были обнаружены в конце XIX века. Они принадлежали молодому мужчине-охотнику возрастом около 20 лет. Впоследствии скелет был утерян, но затем был переоткрыт уже в XXI веке. Изучая заново обнаруженные кости, учёные из Кильского университета неожиданно для себя обнаружили в них присутствие чумной палочки

Открытие очень удивило исследователей, ведь оно указывает на два важных факта: во-первых, бактерия Yersinia pestis эволюционировала намного раньше, чем предполагалось, а во-вторых, молодой человек, живший 5000 лет назад, являлся первым известным науке переносчиком смертельного заболевания.

Учёные считают, что именно чума убила молодого охотника: анализ останков показал, что на момент смерти в его крови присутствовало огромное количество бактерий. При этом болезнь у него, по всей видимости, протекала медленно.

Также удалось установить, что чума, которую переносил RV 2039 всё же не была настолько же заразной и опасной, насколько чума, вызвавшая эпидемию в Средние века. К такому выводу учёные пришли после анализа штамма обнаруженных бактерий, а также останков людей, которые были найдены неподалёку от скелета молодого человека. Предположительно, они принадлежали его родственникам, однако у них чумная палочка отсутствовала.

Исследователи отметили, что новое открытие даёт огромные возможности для понимания природы и эволюции бактерий-источников чумы. Также останки RV 2039 позволят многое понять о выработке у человека иммунитета к подобным заболеваниям.

Фото: Dominik Göldner, BGAEU, Berlin