Яркое свечение на расстоянии 200 миллионов световых лет,
замеченное на Земле, похоже, было осколками яркой звезды, закрученной по краю черной дыры. Названное «Коровой» оно вспыхнуло в небе и почти так же быстро исчезло, став загадкой для исследователей.
Но после объединения данных из ряда различных источников, ученые
говорят, что это был именно тот момент, когда звезда развалилась, образовав
черную дыру или нейтронную звезду. Ученые никогда раньше не замечали такого события и надеются, что смогут изучить его, чтобы понять физику процесса образования этих огромных объектов.
«Мы думаем, что «Корова» – это образование аккрецирующей черной дыры или нейтронной звезды. Из теории мы знаем, что черные дыры и нейтронные звезды образуются, когда звезда умирает, но мы никогда не видели их сразу после их рождения. Никогда», – добавила Раффаэлла Маргутти из Северо-Западного университета, которая возглавляла исследование.
Изображение «Коровы», сделанное 17 августа 2018 года с использованием инструмента обсерватории В. М. Кека, детектора глубинных изображений и мультиобъектного спектрографа (DEIMOS). Фоо: R. MARGUTTI/W. M. KECK OBSERVATORY Изначально ученые думали, что вспышка произошла от яркой звезды: «Мы думали, что это сверхновая. Но то, что мы наблюдали, бросило вызов нашим нынешним представлениям о звездной смерти». Оказалось, что вспышка была в сто раз ярче обычной сверхновой, вспыхивала и исчезала гораздо быстрее, выбрасывая частицы так быстро, что почти полностью исчезла всего за 16 дней.
Чтобы попытаться лучше понять происходящее, исследователи не просто смотрели на звезду, используя обычные оптические длины волн, а направили на нее рентгеновские лучи, радиоволны и другие инструменты, что позволило им изучить ее после того, как стало темно.
Обычно новообразованные черные дыры покрыты материалом, который скрывает важный центр. Но «Корова» была относительно голой, что позволило исследователям заглянуть прямо в ее «центральный двигатель» и увидеть саму черную дыру. «Двести миллионов световых лет для нас уже близко. Это ближайший временный объект такого рода, который мы когда-либо находили», – сказала Маргутти.