Ученые нашли белок, который останавливает развитие аллергий и аутоиммунных заболеваний

От непрекращающихся аллергий до угрожающей жизни анафилаксии и изнуряющих аутоиммунных заболеваний – иммунитет, который должен нас защищать, иногда начинает играть против своего хозяина. Кажется, ученым удалось приблизиться к разгадке того, почему так происходит.

С помощью трансгенных мышей и клеточных культур исследователи нашли свидетельства того, как наш организм может защититься от «ошибок», приводящих к развитию таких заболеваний, как астма, пищевые аллергии и волчанка. Оказывается, все дело в особом белке нейритине, который вырабатывается иммунными клетками, – он действует как встроенный антигистаминный препарат.

«Существует более 80 аутоиммунных заболеваний, и в большинстве из них антитела атакуют организм вместо того, чтобы защищать от вирусов и бактерий, – комментирует Паула Гонсалес-Фигейроа, иммунолог из Австралийского национального университета. – Мы выяснили, что нейритин подавляет формирование «дерзких» плазматических клеток – тех самых, которые производят вредоносные антитела».

В ходе 5-летнего исследования Гонсалес-Фигейроа и ее команда выяснили, что специальный тип клеток – фолликулярные Т-клетки (Tfr) – выбрасывают нейритин, который подавляет выработку иммуноглобулина Е (IgE) и тормозит другие процессы, посылающие плазматические клетки на самонаводящиеся мишени, погашая таким образом аутоиммунную реакцию. Мыши, не способные вырабатывать нейритин, имели повышенную вероятность смерти от анафилактического шока, когда им вводили яичный альбумин. Но когда таким трансгенным мышам ввели нейритин через вены, результаты оказались поразительными – грызуны выздоровели, а популяция неконтролируемых плазматических клеток исчезла.

Исследователи предупреждают, что они еще не до конца поняли этот иммунный механизм и влияние нейритина на клеточные процессы. Несмотря на то, что этот белок изучается уже какое-то время, до сих пор неясно, как именно он воздействует на клетки. Понимание работы нейритина может привести к появлению нового подхода для лечения аллергий и аутоиммунных заболеваний, который не будет требовать подавления работы иммунной системы или избавления от важных иммунных клеток.

Фото: Steve Gschmeissner/Science Photo Library/Getty Images