У берегов Канады обнаружен фрагмент древней континентальной плиты

Открытие было сделано на острове Баффин, расположенном между материковой частью Канады и Гренландией.
У берегов Канады обнаружен фрагмент древней континентальной плиты
Остров Баффин, расположенный между материковой частью Канады и Гренландией, представляет собой обширное арктическое пространство, охватывающее более 500 000 квадратных километров.
Исследователи, анализируя образцы изверженных пород, извлеченных из разведочного бурения алмазов в провинции Кидберлик Кидляк на южных участках острова Баффина, обнаружили кимберлиты.
Команда ученых говорит, что кимберлитовые породы, сформированные на глубине менее 150 километров, выталкиваются на поверхность как геологическими, так и химическими силами.
С точки зрения геологической составляющей, их появление под современным островом Баффин указывает на конец колоссального распределения поверхности Земной коры, которое произошло примерно 150 миллионов лет назад, во время рифтинга континентальной плиты Североатлантического кратона.
Эта плита относится к частям литосферной породы и относятся к Архею. Она представляет один из лучших образцов самой ранней континентальной коры Земли.

Разломанные миллионы лет назад фрагменты плиты ранее были обнаружены в Шотландии, Лабрадоре и Гренландии, но исследователи не ожидали найти фрагменты на острове Баффин. Команда использовала ряд аналитических методов — включая петрографию, минералогию и термобарометрию — для изучения 120 образцов горных пород.
«Минеральный состав других частей плиты Североатлантического кратона настолько уникален, что в нем нельзя было ошибиться», — говорит геолог Майя Копылова из Университета Британской Колумбии.

Новые результаты означают, что исследователи обнаружили примерно на 10% больше пространства континентальной плиты Североатлантического кратона — довольно значительный кусок этой невероятно древней коры.

Благодаря новым методам моделирования мантии ученые также могут предвидеть форму некоторых из самых ранних известных скальных образований Земли.
«С помощью этих образцов мы можем реконструировать формы древних континентов на основе более глубоких, мантийных пород. Теперь мы можем понять и нанести на карту не только самый верхний тонкий слой Земли, который составляет 1% от объема планеты, но и буквально «копнуть глубже», — заявляют геологи.
Фото: Baffin Island/Jennifer Latuperisa-Andrese