Сверхновые звезды влияют на климат Земли

Исследователи обнаружили связь между количеством близких взрывов звезд, называемых сверхновыми, и жизнью на Земле. Именно сверхновые создали многие необходимые условия для существования жизни на Земле.
Сверхновые звезды влияют на климат Земли

По мнению ученых, большое количество сверхновых приводит к холодному климату, при котором заметна существенная разница температур между экватором и полярными областями. Это может привести к сильным ветрам, что влияет на распространение питательных веществ в разных биологических системах. Высокая концентрация этих веществ приводит к увеличению биопродуктивности и более интенсивному захоронению органических веществ в отложениях. В теплом климате все наоборот: ветры слабее, поступление питательных веществ уменьшается, биопродуктивность снижается, а захоронение органического вещества меньше.

«Перемещение органического вещества в отложения косвенно является источником кислорода. Фотосинтез производит кислород. Однако если органический материал не перемещается в отложения, кислород и органическое вещество превращаются в углекислый газ и воду. Захоронение органического материала предотвращает эту обратную реакцию. Так, сверхновые косвенно контролируют производство кислорода, основу всей сложной жизни», – считает автор статьи Хенрик Свенсмарк.

В исследовании отмечено, что измерение концентрации питательных веществ в океане за последние 500 миллионов лет достаточно точно соотносится с колебаниями частоты сверхновых звезд. Предыдущие исследования установили, что облака могут регулировать солнечную энергию, которая достигает поверхности Земли, поэтому связь между космическими лучами и облаками важна для климата. Эмпирические данные демонстрируют, что климат на нашей планете меняется при изменении интенсивности космических лучей. Частота сверхновых может меняться на несколько сотен процентов в геологических временных масштабах, и в результате климат меняется значительно. Работа появилась в журнале Geophysical Research Letters.

Фото: H. Svensmark/DTU Space