Простые клетки справились с лабиринтом из живой изгороди
Для одной клетки человеческое тело представляет собой гигантский лабиринт тканей, химических веществ и капилляров. Он заполнен триллионами других клеток, которые суетятся, как пассажиры на самой загруженной железнодорожной станции в мире. Каким-то образом среди всего этого шума большинству клеткам удается добраться до места назначения.
Как они это делают? Они используют хемотаксис — способность ориентироваться, ощущая присутствие или отсутствие химических веществ в окружающей среде. Сперматозоиды используют хемотаксис для обнаружения яйцеклеток, белые кровяные тельца используют его для сплочения вокруг участков инфекции, а раковые клетки таким образом метастазируются через уязвимые ткани. Клетки перемещаются из областей с более низкой концентрацией химического вещества (в новом исследовании это был раствор аденозинмонофосфат) в области с более высокой концентрацией.
Но иногда есть несколько мест на выбор, как в лабиринте. Чтобы определить, какая ветвь содержит более высокую концентрацию вещества, клетки разрушают молекулы перед собой, заставляя вещество из близлежащих областей перемещаться к ним. По мере продвижения клеток вперед вещество истощается все больше и больше, и в конечном итоге короткие тупиковые ветви лабиринта полностью лишаются его, порой даже до того, как клетки достигают выхода.
Лабиринты варьировались от простых (всего несколько ответвляющихся путей до выхода) до сложных (с длинными тупиковыми путями, как в лабиринте из живой изгороди в Хэмптон-Корт) до невозможных. Исследователи отлили эти крошечные лабиринты из резины, а затем залили их жидкими веществами, которые подавались через выход из лабиринта. В начале каждого испытания почвенные амебы, называемые Dictyostelium discoideum, выстраивались в линию и начинали плыть вперед, разрушая молекулы жидкости перед собой.
Наука
Светлана Белякова