Почему динозавры были либо огромными, либо крохотными? Все дело в подростках

Команда специалистов из США выяснила, что молодняк таких хищных динозавров, как тираннозавр рекс, который вырастал из животного размером с кошку до гигантского монстра, менял экосистему, вытесняя более мелких конкурентов.
Почему динозавры были либо огромными, либо крохотными? Все дело в подростках

Исследование, опубликованное в журнале Science, помогает ответить на вопрос, волновавший умы ученых на протяжении многих лет – почему в эпоху «правления» динозавров крупных видов было гораздо больше, чем мелких, в противоположность тому, что наблюдается среди сухопутных животных сегодня?

«Сообщества динозавров были похожи на торговые центры в субботу днем – они были заполнены подростками, – комментирует Кэт Шрёдер, студентка магистратуры Университета штата Нью-Мексико (США). – Молодежь составляла значительную часть представителей отдельного вида и, вероятно, оказывала существенное влияние на ресурсы, доступные для всего сообщества».

Принято считать, что динозавры были не очень разнообразной кладой – известно всего около 1500 видов (в сравнении с десятками тысяч современных видов млекопитающих и птиц). Более того, в мезозойскую эру – от 252 до 66 миллионов лет назад – количество видов крупных динозавров, весивших больше тонны, было значительно больше, чем тех, которые весили менее 60 кг. Некоторые ученые предположили, что поскольку даже самые большие динозавры появлялись на свет крохотными «птенцами», они могли пользоваться другими ресурсами для выживания в отличие от взрослых особей, занимая в экосистемах место более мелких видов животных, которые при ином раскладе могли бы процветать.

Чтобы проверить эту теорию Шрёдер и ее коллеги изучили данные с мест находок ископаемых останков динозавров со всего мира, а также останки более 550 видов доисторических рептилий, разделив их на хищников и травоядных, а также на крупные и мелкие виды. Оказалось, что среди мегатероподов – гигантских хищников типа тираннозавра – животных среднего размера практически не было.

«Мы насчитали всего несколько видов хищных рептилий, которые весили от 100 до 1 000 кг, – говорит исследователь. – И молодежь мегатероподов попадала именно в этот “размерный ряд”».

Полученные результаты совпадают с тем, как менялось разнообразие динозавров со временем: сообщества юрского периода (200 – 145 млн лет назад) имели меньшие «пробелы» между рептилиями разного размера, а сообщества мелового периода (145 – 65 млн лет назад) – большие. Подростки динозавров юрского периода были больше похожи на взрослых особей, а разнообразие травоядных длинношеих зауроподов, на которых они могли охотиться, было шире. В меловом же периоде доминировали тираннозавры и абелизавры, которые очень сильно менялись в размерах по мере роста.

Фото: Schroeder et al., Science, 2021/ScienceAlert