Обнаружен белок, ответственный за «самоубийство» клеток организма

Исследователи из Национального университета Сингапура обнаружили MOAP-1 — белок, который играет ключевую роль в поддержании аутофагии — «самопоедания» клеток, которое помогает организму сохранять энергию и избавляться от ненужных компонентов при голодании.
Обнаружен белок, ответственный за «самоубийство» клеток организма
Сингапурские учёные рассмотрели, как происходит последний этап процесса аутофагии, при котором двумембранные органеллы, известные как аутофагосомы, соединяются с лизосомами, чтобы последние активизировали их переваривание. При этом внутри перевариваемых аутофагосом находятся органеллы и вещества, от которых организму нужно избавиться.
Исследователи установили, что белок MOAP-1 взаимодействует с другим важнейшим для аутофагии белком — LC3. Он входит в состав мембран аутофагосом. Это значит, что взаимодействие MOAP-1 и LC3 необходимо для успешного помещения «отслуживших своё» органелл внутрь аутофагосом, чтобы в дальнейшем этот отработанный материал мог быть переварен организмом.
Эта закономерность навела учёных на любопытную мысль: если искусственно увеличить количество MOAP-1, то функция аутофагии усилится. А это в свою очередь поможет организму быстрее избавляться от ненужных и токсичных компонентов — например, белковых отходов, которые приводят к смерти нейронов при многих нейродегенеративных заболеваниях.
Учёные сделали вывод, что MOAP-1, поддерживающий важную для организма функцию автоматической клеточной смерти, может многое рассказать и таких заболеваниях, как деменция или рак. Ведь способность организма к «самоочищению» при этих болезнях крайне важна.
Фото: Britannica