Гипотеза «цветочного захоронения»: находки в знаменитой пещере Шанидар

В Курдистане были обнаружены свидетельства наличия погребальных обрядов у неандертальцев.
Гипотеза “цветочного захоронения”: находки в знаменитой пещере Шанидар
В 1950-x года пещера Шанидар в Курдистане стала своего рода Меккой для палеонтологов. Именно в ней обнаружили останки сразу 7 неандертальских мужчин, а также женщин и детей. Предполагалось, что все они погибли в результате обрушения пещеры. Однако Ральф Солецки (Ralph Solecki), исследователь Колумбийского университета, обратил внимание на то, что некоторые из них были погребены с соблюдением всех формальных ритуалов. Солецки обнаружил, что вокруг некоторых останков находились пыльцевые зерна. Он предположил, что это является доказательством того, что сородичи приносили цветы к телам умерших — так возникла гипотеза “цветочного захоронения”.
Гипотеза вызвала много скепсиса со стороны коллег Солецки. Ведь растения, оказавшиеся рядом с останками, могли быть занесены туда грызунами. Однако по мере исследования останков в пещере Шанидар-4, палеонтологи обнаружили необычную позу одного из скелетов — его руки были согнуты, а голова находилась между камней. Вероятно, сородичи положили его в подобную позу после смерти. Это была не единственная обнаруженная ритуало-подобная практика. Так, под останками нескольких неандертальцев земля была особенно уплотнена. Подобные факты, по словам Солецки и его команды, позволяют утверждать, что уже у неандертальцев были ритуальные практики.