Covid-19 может быть разновидностью аутоиммунного заболевания

Тяжесть течения новой коронавирусной инфекции во многом зависит от реакции иммунной системы человека на вирус, при этом ученые до сих пор не знают, почему одни переносят Covid-19 с умеренными симптомами или вовсе без них, а другие оказываются на аппарате ИВЛ. Новое исследование проливает свет на этот вопрос.
Covid-19 может быть разновидностью аутоиммунного заболевания

Специалисты Йельского университета предположили, что организм пациентов с тяжелым течением Covid-19 вырабатывает аутоантитела – антитела, которые вместо того, чтобы атаковать вирус, нападают на собственную иммунную систему и органы. Авторы исследования обнаружили, что у тяжелых коронавирусных пациентов аутоантитела «прилипали» к важным белкам, которые участвовали в распознавании инфицированных вирусом клеток и «запуске тревоги». Эти белки включают в себя цитокины и хемокины – важных «посланников» иммунной системы. Вмешательство аутоантител нарушало нормальную работу иммунитета, блокируя антивирусную защиту и потенциально делая течение заболевания более тяжелым.

Аутоантитела известны уже несколько лет, они участвуют в развитии таких аутоиммунных заболеваний, как ревматоидный артрит и волчанка. При этом пока точно не известно, почему организм некоторых людей начинает вырабатывать эти антитела, в этом могут быть замешаны как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Вирусные инфекции также иногда приводят к манифестации аутоиммунных заболеваний.

Ранее исследователи сообщали, что организм людей, не имевших аутоиммунных заболеваний в прошлом, после инфицирования новой коронавирусной инфекцией начинал вырабатывать аутоантитела. Эти антитела вели себя схожим образом с аутоантителами, обнаруживаемыми при многих хорошо известных аутоиммунных заболеваниях. Позднее выяснилось, что пациенты с тяжелым течением Covid-19 также могут вырабатывать аутоантитела к интерферонам – иммунным белкам, играющим важную роль в борьбе с вирусными инфекциями. Ученые Йельского университета провели еще одно исследование, в котором с помощью новой технологии искали в образцах анализов 170 госпитализированных пациентов аутоантитела, чтобы сравнить их с аутоантителами пациентов, перенесших Covid-19 в легкой форме или бессимптомно, а также тех людей, которые не были инфицированы вирусом.

И такие аутоантитела нашлись: они могли не только атаковать интерфероны, но и другие жизненно важные клетки иммунной системы, например Т-клетки и естественные клетки-киллеры. Тесты с мышами показали, что присутствие этих аутоантител осложняет течение заболевания. При этом ученым не удалось найти Covid-специфичных аутоантител, которые можно было бы использовать для выявления пациентов из группы риска. Остаются без ответа и вопросы о том, как долго аутоантитела могут находиться в организме после выздоровления и может ли их присутствие объяснить затянувшиеся случаи выздоровления.

Фото: KTSDesign/Science Photo Library/Getty Images