Что скрывают мертвые: область астрономии, о которой вы никогда не слышали

Ученые предложили проводить космическую судмедэкспертизу в отношении погибших экзопланет. Это поможет понять, что ждет Землю в будущем.
Что скрывают мертвые: область астрономии, о которой вы никогда не слышали

В 2015 году астрономы обнаружили, что с одной из звезд в созвездии Девы творится нечто странное. Белый карлик WD 1145 + 017, расположенный в 570 световых годах от Земли, периодически тускнел, причем очень своеобразно. Было замечено несколько степеней глубины затемнения звезды, и каждая из них повторялась раз в 4,5 - 5 часов. Все это очень напоминает ситуацию с транзитными открытиями планетных систем. Когда у звезды имеется планета, и двигаясь по орбите, она регулярно заслоняет собой светило.

Однако, в случае с WD 1145 + 017, все гораздо любопытнее. Скорее всего, вокруг звезды вращаются куски разной величины, которые когда-то были планетой. Белый карлик пожирает свою спутницу в процессе так называемого приливного разрушения. И его атмосфера загрязнена элементами, которых не должно быть в составе звезды.

Открытие стало обоснованием для рождения новой области астрономии — посмертной реконструкции планетных тел для воссоздания картины того, чем они являлись раньше и как пришли к нынешнему состоянию. Ученые из США и Великобритании называют эту область некропланетологией.

Космическая судмедэкспертиза в отношении отживших свой век звезд и планет позволит структурировать и объединить все имеющиеся знания о том, как умирают планетные системы. Возможно, станет более понятной и судьба Земли, когда через несколько миллиардов лет Солнце превратится сначала в красного гиганта, а затем в белого карлика.

Предполагается, что серия жестоких термоядерных взрывов на стадии перехода звезды к статусу белого карлика уничтожит большинство планет Солнечной системы. Но известны примеры, когда планетам удавалось пережить подобную катастрофу. На орбитах вокруг некоторых белых карликов встречаются планеты. Или же свежие следы этих планет обнаруживаются в атмосферах звезд.

Присутствие в атмосфере звезды элементов, которые обычно находятся внутри скалистых экзопланет, указывают на то, что звезда поглотила их совсем недавно, и они еще не успели "потонуть" в ее глубоких слоях.

Команда астрономов из университетов США и Великобритании занялась некропланетологией, чтобы определить причины нынешнего состояния звезды WD 1145 + 017.

Проведя серию симуляций, ученые испытывали в действии модели 36 различных по структуре орбитальных тел. Исследование продолжалось до тех пор, пока они не добились сходства с кривой блеска, которую демонстрирует WD 1145 + 017. Моделирование показало, что тело, поглощаемое этим белым карликом, вероятнее всего, напоминает астероид наподобие Весты, с маленьким ядром и мантией с низкой плотностью.

На самом деле эта гипотеза открывает новые возможности для понимания других похожих таинственных звезд, чьи периоды хаотичного затемнения пока еще не получили объяснений. Кстати, таких звезд уже известно более 20.

Протестированный метод имитации разрушения в сочетании со спектроскопическими и фотометрическими наблюдениями дает возможность изучить фундаментальные свойства экзопланет. Других способов проникнуть в тайны их глубин не существует. Как и патологоанатомическая практика, новая область астрономии , некропланетология, использует смерть планетных систем, чтобы изучить их внутреннее строение.