Археологи обнаружили древний череп с ранними свидетельствами хирургии уха

Испанские исследователи обнаружили древний череп из дольмена Эль-Пендон, мегалитической гробницы в провинции Бургос на севере центральной части Испании. Находке около 5300 лет, она свидетельствует о проведении примитивной хирургической операции для лечения инфекции среднего уха.
Археологи обнаружили древний череп с ранними свидетельствами хирургии уха

Археологи, изучившие череп, считают, что у этого человека могла быть двусторонняя острая инфекция среднего уха, вызывающая сильные ушные боли и лихорадку. При такой инфекции возможна потеря слуха и даже воспаление наружной оболочки мозга.

Для современной медицины лечение подобных инфекций – вполне обычная процедура, однако до середины XIX века операции на ухе проводились крайне редко и часто заканчивались неудачно. Некоторые древние писания утверждают, что такие операции проводились еще в I веке нашей эры, но это нельзя доказать. Однако найденный череп позволил археологам предположить, что такие процедуры появились на тысячи лет раньше.

Весь скелет человека обнаружен не был, но по черепу ученые смогли определить, что он принадлежал женщине. Из-за того, что зубы не сохранились, трудно сказать с точностью, сколько именно лет назад жил этот человек. Судя по отсутствию зубов и сращению костей черепа, ученые утверждают, что женщине было от 35 до 50 лет. Вероятнее всего, она страдала от сильной инфекции. Исследователи считают, что такая доисторическая операция на ухе, проведенная без анестезии, была очень болезненной. Тем не менее операция удалась: в момент смерти признаков инфекции обнаружено не было. Кроме того, по словам ученых, заметна явная регенерация и ремоделирование костей, что является обычной частью процесса заживления. Ученые отмечают, что женщина перенесла две операции: по одной на каждом ухе.

«Основываясь на различиях в ремоделировании костей между двумя височными частями, можно предположить, что сначала операция была проведена на правом ухе из-за патологии уха, достаточно тревожной, чтобы потребовать вмешательства, которое эта доисторическая женщина пережила», – отмечают исследователи.

После этого было еще одно хирургическое вмешательство: операция на левом ухе. Однако нельзя с точностью сказать были ли оба вмешательства проведены одновременно или между ними прошло несколько месяцев или даже лет. Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.

Фото: Navarro et al