Победители и проигравшие
– Александр Иванович, будет ли интересен номер «ММ» на тему ИГРы?
– Я против этой темы. Но не с той точки зрения, что нет, не называйте – и все. Если вы считаете, что мы про игру можем написать классно и интересно, давайте попробуем. Но надо разобраться, что это за тема, и что можно о ней написать. Я думаю, что игра не самая актуальная тема, которая волнует сейчас людей. Какая тема волнует максимальное количество людей? В нашей стране, в нашем городе? Игра ведь не простое понятие изначально, потому что только на первый взгляд выглядит большим. Начиная с рулетки – игра, актеры в театре играют – игра, военные учения – это тоже игра в какой-то степени. Мы про какую игру собрались писать?
Подумав немного, я понял, что игра не такое большое понятие, а как раз понятие очень узкое, маленькое и скромное в нашей жизни – игра. Давайте попробуем систематизировать слово «игра» и разобраться, что это такое.
Спорт – это игра?
– Игра. Там идет процесс соревнования.
– Шахматы – игра, карты… А рулетка – это не игра. Потому что игра – это формирование неких устойчивых навыков в какой-то деятельности, например, физической. Все спортивные игры, которые, так или иначе, связаны с работой тела человека, направлены на формирование некоей устойчивой реакции физического тела – это первый вид игр. Другой вид игр – сознательные, которые направлены на тренировку логики и памяти. Это все логические игры, которые не связаны с физическим телом в буквальном смысле, включая шахматы. Также игры бывают душевные, направленные на умение человека принимать какие-то душевные решения. Они и формируют внутренние устойчивые признаки. Потому что не все замыкается на нашу логику и физическое тело, есть еще отношения между людьми, любовь, какие-то вещи, которые не связаны в буквальном смысле с материализацией нашей жизни. Получается три вида игр. Они, конечно, могут пересекаться друг с другом. Но в принципе именно они формируют некие устойчивые связи нашего сознания или нашего физического тела. Игры – это всего-навсего некий тренинг перед чем-то большим. А что-то большее – это наша жизнь.
На фото Новиков Александр Иванович
– А что является игрой на ваш взгляд?
– Давайте отчленим некоторые вещи, которые идут рядом с игрой, но игрой не являются. Например, рулетка – это не игра, это математика. В рулетку никто никогда не выигрывает, может быть, один человек в некоем сообществе игроков… Но по сути всегда выигрывает казино. Это четко просчитанная математическая задача. Все, кто приходят туда, уже изначально слабые, больные люди, которые имеют определенный комплекс желания достичь чего-либо на халяву. И все, что касается наперсточников, рулетки, лотереи – не игры. Все, что связано с деньгами в отношении игры, с получением материальной выгоды – не игра. Если человек играет за деньги, то это уже не игра. Это работа. Там другие цели и задачи.
Игра должна развивать что-то в человеке. А «игра» профессионалов, так или иначе, убивает человека. Нет ни одного спортсмена, который после того, как вышел на пенсию, был бы известен. Они все умерли духовно, физически, как угодно. Потому что именно эта работа их убила, и это не игра, это не шутки.
Когда пацаны на поле играют в футбол, то это игра, а когда «Зенит», то это уже не игра. Одна очень полезна для особей, которые в нее играют, а другая очень вредна, потому что люди, которые играют на поле, очень быстро умирают, в разы быстрей, так как сидят на допинге. А профессиональный спорт – это, как известно, борьба фармацевтов.
Что касается болельщиков, то они приходят на стадион потому, что хотят пообщаться, им по фигу эта игра. Все остальные фанаты, а это вообще плохо, даже в Библии написано: не создай себе кумира. А по сути это деградация. Что такое футбольные болельщики – подраться, похулиганить, наговнязить вокруг. Я не против болельщиков, но это какая-то такая… склока большая, вред приносят. Каким боком это к игре относится? Это как дискриминация игры. Фон игры, который ее оттеняет в другую сторону.
– Почему взрослые играют в игры? Нужны ли игры взрослым?
– Если взрослый человек играет в какие-то игры, значит он, мягко говоря, не наигрался в детстве. Часть его внутренних устойчивых связей просто продолжает формироваться. А сами по себе игры – это хорошо. Я не против игр. Просто люди, в основном, играют в детстве. А на определенном этапе они перестают играть. И все игры направлены на обучение индивидуума, который родился когда-то, самой главной игре – жизни. Они формируют его физическое тело, сознание с точки зрения логики и памяти, душевное восприятие мира. Когда человек сформировался до определенного уровня сознания, то все, он перестает играть, потому что жизнь гораздо интереснее, а это все подготовительный процесс, который программирует человека на будущую игру в жизни.
– То есть выходит, что много играют те, которые не состоялись? Бездельники?
– Нет (смеется). Не надо только передергивать. При чем здесь бездельники? Просто вся жизнь наша – игра. Пока человек маленький, он растет, учится, набирается опыта, но еще ничего не создает, он играет. Потом, с определенного момента, его задача – не учиться играть, а играя нечто создавать, творить, что-то делать конкретное, чему он учился до этого. Игра – это часть учебы. Это набор опыта принятия правильных решений в каком-то направлении. Если человек в каком-то возрасте решил кардинально сменить направление деятельности, например, был главным редактором, а решил стать менеджером по недвижимости, то может быть и неплохо пойти ему и поиграть в какие-то другие игры до того момента, пока он не научится правильно принимать решения в том направлении. Но по сути это неправильно, потому что человек должен в детстве определиться и выбрать себе профессию и направление в жизни. Попытаться поиграть в эти игры и понять, кто он в этой жизни, и уже с какого-то момента прекращать играть и начинать уже что-то творить. Уже момент игрищ проходит.
– По-вашему получается, что человек достигает какого-то определенного развития и дальше ему развиваться не нужно...
– Не знаю. Мне некогда играть в какие-то игры, реально. Не потому что я наигрался, а потому что самое дорогое в жизни – это время. И в определенный момент человек начинает понимать, что времени этого не хватает. Все это время съедает основная игра – та жизнь, которую он делает. Он занимается работой, общается с другими людьми, начинает что-то творить. Ему не хватает времени на то, что он делает. А игра – это в любом случае немного воровство времени. Да, я согласен, что для некоторых людей игра вполне может быть отдыхом, отвлечением от основной деятельности. Но это не правило с точки зрения того, что человек должен делать. Ну, так, между прочим, он играет в какие-то игрушки. Кто-то на компьютере отвлекает свое внимание, кто-то играет на бильярде, кто-то вечером в футбол с друзьями. Это нормально, в разумных пределах можно. А если человек поменял свою жизнь на игру, если вместо того, чтобы содержать семью, воспитывать детей, он в игрушки играет, тогда это плохо. Такой человек не определился в жизни, он еще ребенок, не знает что делает. Во всем есть мера и оптимальный подход.
– Вообще, есть такая теория, согласно которой человек, довольный своей жизнью и многого достигший, обычно в игры не играет. Вы себя относите к такой категории?
– Да. Тут железная логика, исходя из того, что такое игра и для чего играют люди. Игра – это тренировка умения принимать решения в той или иной деятельности. Возьмем жизнь человека. Она, на мой взгляд, состоит из трех частей. Первая часть – это человек учится, процесс становления, пускай до 40 лет, скажем мужчина. Я не могу про женщину сказать, потому что в этом случае более философский подход. До 40 лет процесс становления, взросления, набора характера, силовых каких-то качеств, служба в армии, институт, первый опыт работы, в том числе какие-то игры, которые там существуют. Потом, условно, с 40 лет до 60 – это состоявшийся человек, которому играть некогда. Он может поиграть, чтобы отдохнуть, чтобы его мозги отвлеклись на какую-то другую тему. Но это так, между прочим, для отдыха. И человек творит. А потом он должен отдавать. Должен вырасти в своей профессии, должен создать что-то новое, к 40 годам семья у него должна быть по идее взрослая, все институты и опыты работы он должен пройти, должен получить профессию, сформироваться как специалист в чем-то, и не маленький, а серьезный специалист. И в этом возрасте играть ему некогда, а с 60-ти и до смерти он должен уже прекращать творить и начинать отдавать. Он должен становиться учителем. И неважно кому передавать – внукам, детям, просто знакомым. Может быть, и через игру.
– А корпоративные игры, вы верите в их действенность?
– Верю. Мы играем регулярно. Я как бывший военный всех в компании подбиваю на пейнтбол. На мой взгляд, это вполне действует, но как, трудно сказать. На момент игры был азарт, но сказать, что были какие-то глобальные последствия для компании… Но люди, играя совместно, учатся понимать характер друг друга: кто в команде принимает решения, от кого чего ожидать, как стыковаться характерами на примере маленькой игры. И уже потом переносят это в рабочую обстановку. Наверное, это полезно. Только в какие игры будем играть и как?
– Есть специальный тренинг по тимбилдингу…
– Это то же самое, о чем я говорю, только вид сбоку. Та же система умения принимать решения, только в команде. Мы пришли выполнять какое-нибудь задание, у нас одна цель, мы пытаемся нечто сделать на выходе, каждый делает свое дело. Это тоже игра. Нам нужно научиться взаимодействовать. Корпоративные игры – это не способ развития человека, это способ состыковки людей, чтобы они понимали на примере небольшой игры, как им стыковаться в какой-то работе.
– Это еще и проявление каких-то личных качеств.
– Возможно, что какие-то качества людей там тоже могут вскрываться. Я согласен. Но прежде всего – это умение понимать друг друга в команде, тогда им будет легче в работе. Такие игры нормальные, играть можно. Но их так мало…
– А телевизионные игры?
– Это вообще смотреть нельзя. Это паранойя. Какие игры? Как выиграть миллион?
– «Своя игра», например.
– Я еще раз склоняюсь к самой главной теме в плане игры. Если в игре появляются деньги, то это уже не игра, а бизнес. И игрой это называть нельзя. И нельзя к этому относиться, как к игре. И вот здесь встает вопрос – нужно играть в это или нет. Это полезно или вредно для человека? Если игра не касается денег, на интерес, на развитие интеллекта или физического тела человека, то это игра. А как только замешиваются деньги, все – жопа.
– Так, а чем все-таки вредна игра «Кто хочет стать миллионером»?
– Я считаю, что деньги – это не цель любой игры. Если предположим, что наша жизнь – это тоже игра, большая, ради чего собственно человек и живет, то если цель любой игры – деньги, то игра не сложится. Победителем ты в этой игре не будешь. Однозначно, ты проиграл. Потому что деньги – это не цель, деньги и любое материальное – это линейка, это мерило жизни человека. Есть духовная жизнь человека, то, чем мы живем каждый день – человеческие отношения между собой, творческий потенциал, вера в бога, любовь, это все, что нас окружает, и это основное. А материальный мир, он только измеряет наш духовный мир, а мы пытаемся сейчас духовный мир заменить материальным. Плевали мы на всех, нам нужны бабки, и все тут. И это материальное не приводит ни к чему хорошему.
Если человек изначально во главу игры и жизни ставит материальное, все – он проиграл. Потому что он не растит себя как человек в жизни. И в игре такая же история. В маленькой игре. Если во главу угла ставятся деньги, то выигравших нет. Деньги можно выиграть, но вряд ли они принесут что-нибудь полезное в этой игре. В данном случае игра – это халява, которая точно отложится в голове, что можно без труда что-то получить. И все, жизнь человека сломана. Из-за одной маленькой игры. Это самый большой вред, который на сегодняшний день существует на нашем телевидении. Играть на деньги нельзя. Это не игры, это обман. Это подтягивание людей к халяве, а не к желанию достигать…
– А как же способности человека? В этих играх задают достаточно трудные вопросы, мозгами надо работать…
– Согласен. До того момента пока человек не играл в эту игру, он чувствовал себя развивающимся человеком: хорошо учился в школе и т.д. И достаточно такому человеку сыграть в игру на деньги и выиграть, то все, что он сделал до этого момента, будет попросту уничтожено одной этой победой. Он будет думать, что деньги можно легко получить, не прилагая усилий. Может, один процент из ста на это не поведется. Те люди, которые умеют играть, в такие игры не играют. Это же шоу, это для заманухи остальных людей. Для того, чтобы все остальные сидели возле телевизора и думали, что они на халяву получат деньги: раз – и угадал вопрос, позвонил другу – и все, и миллион в кармане. Зачем думать? Зачем что-то делать, работать? Это не игры. Это самый большой вред на нашем телевидении.
– А спортивные игры смотрите?
– Нет. Конечно, как нормальный человек, не чуждый патриотизма, я смотрю футбол – концовку, последний матч. Если Олимпиада, то смотрю, сколько мы медалей завоевали. Но если рассматривать с точки зрения болельщика и переживания за результативность, то нет, так как считаю, что Олимпиада – это еще один большой вред. Олимпиада – это не та игрушка, которая была у древних греков. Олимпиада превратилась в коммерческое мероприятие. А там, где замешаны деньги, там нет игр. Там есть бизнес. А бизнес в руках не сов-сем чистоплотных людей только во вред. И в большом спорте это именно так. Я не против спорта, но я за спорт без денег. А Олимпиада на сегодняшний день – это химия во многом, борьба технологий. Большой спорт в настоящее время смертельно опасное мероприятие для человека. Хотя, конечно, из спорта вышло много сильных и талантливых людей. Спорт формирует характер, но это только те люди, которые смогли вовремя тормознуть. Одно дело, когда мы командой пошли играть в волейбол, мы играем на интерес, виртуальный приз, который никому не достанется – моральное удовлетворение, стремление к чему-то – это одно дело. Это хороший спорт, к которому нужно стремиться. А большой футбол, который показывают на больших экранах в пивбарах, где сидят пьяные люди, орут матерные слова, потом выходят на улицу и бомбят все вокруг... Это к игре никакого отношения не имеет. Это шоу, развлекалово и деньги. Да, конечно, есть исключения. Но в данном случае это бизнес, а не игра.
Личность
Камилла Андреева