я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Градус духовности

Последние полгода необычная гора Кайлас, священная для четырех религий, была окружена не только мистикой и легендами, но и нарастающим вниманием нашей редакции. Этим летом издатель «ММ» Александр Иванович Новиков наконец увидел Кайлас своими глазами. Его возвращения мы ждали с большим нетерпением…
Градус духовности
Западный гребень внутренней коры Кайласа
– Что меня заставило поехать на Кайлас? Да ничего не заставляло. Часто в жизни трудно сказать, что тебя заставило сделать то или другое. Мы никогда не задумываемся, а по сути – так сложились обстоятельства. Нашлись люди, нашлись деньги, время, появилось желание, интерес, и все совпало так, что поездка состоялась.
Первый раз о Кайласе я услышал лет пять назад, когда мы с другом ездили в Индию, в Гималаи – по храмам, которым больше пяти тысяч лет. И свами, который был с нами, показывая нам святилища, с придыханием смотрел на север и говорил: «Вон там – Кайлас». На мои вопросы – что же это такое – он рассказывал, что это святыня, которую индусы почитают, и сходить на Кайлас, посмотреть на него, тем более совершить кору (круговой обход) – то же самое, что для европейца «увидеть Париж и умереть». С его слов я понял, что это очень далеко и практически нереально, и осталось только название в голове.

Северное Лицо Кайласа
А потом это название стало попадаться на глаза, Кайлас как-то «прижился» в голове. Ну а дальше ты знаешь: нечаянно нашлась книга про Кайлас, потом мы связались с ее автором Сергеем Балалаевым, который организовывал экспедицию – все сложилось.
Но это внешние факторы. Наверное, есть и внутренние. Кроме любопытства, есть еще, наверное, некая тяга к чему-то.
– Не просто желание испытать себя, посмотреть мир – что-то тянет?
– Нет, подожди. Давай пока без мистики. Что такое «тянет»? Это, грубо говоря, когда ты понимаешь, что будешь что-то делать, и у тебя нет желания это не делать.
В монастыре Тсепгье на озере Ракшас Тал

– Есть же какие-то потребности у человека – допустим, духовное совершенствование, и он ищет возможность где-то это получить.
– Вот давай мы на эту тему немного и поговорим. Духовное совершенствование – что это вообще такое в твоем понимании?
– Духовность – это способность отделиться от каких-то физических, мирских факторов.
– А зачем? Куча приятных мирских факторов – выпить водки, покататься на хорошей машине, поспать – смысл от них отделяться?
– Человеку с детства прививают интерес к занятиям, выходящим за рамки рефлексов.
– То есть?
– Если он маугли, выросший среди зверей, он умеет только искать пищу, развиваться физически и рожать детенышей. А если он живет в человеческом обществе, его с детства заинтересовывают какими-то вещами…

– А духовное-то развитие при чем? Что такое духовное развитие и зачем оно нам нужно – это важный вопрос. Вот люди, с которыми мне удалось поговорить на эту тему, на мой вопрос: «Зачем вам этот Кайлас, зачем вы туда идете?» – в один голос отвечают: «Увеличить свою духовность». И тем не менее, на вопрос: «Что такое духовность?» – я слышу что-то бессвязное. Во всяком случае, мне не попался человек, который мог бы мне это объяснить.
Тибетцы называют Кайлас Канг Ринпоче – «Снежная драгоценность»
Почему вопрос духовности стоит в этом разговоре? В разных религиях есть несколько почитаемых артефактов. Не буду трогать православие – у нас свои традиции, допустим, посещение каких-то мест или совершение обрядов позволяет как-то
«аннулировать» свои грехи. Но у нас одно понятие греха – что правильно, что неправильно, а в других религиях это смотрится по-другому. Разные традиции, разные подходы, где-то совпадает, где-то нет. Но, как я понял, в индуизме вопрос греха как такового не стоит. Посещение храмов, обряды, медитации, и, в частности, Кайлас (как некий храм) – это приближение человека к какому-то высшему просветлению, как все говорят (тоже термин запутанный). Или к повышению своей духовности. Русские говорят – «духовность», индусы – «просветление». Но что такое просветление – все дают разные трактовки. Кстати, на Кайлас приезжает очень много русских, по количеству они вторые после индусов. Мало европейцев.
Но вернемся к духовности. Получается: все люди, которые приезжают на Кайлас, идут туда для ее повышения. Но что это такое, четко никто не знает.
Золотое свечениеПочти полотно Рериха
– Независимость от мирского.
– А вот словарь Ожегова говорит, что это «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Из всего, что я прочитал и услышал про духовность, пожалуй, это мне больше всего проимпонировало.
Но возникает еще один вопрос: зачем эту духовность повышать?
Я раньше над этим не задумывался: дожил до, можно сказать, седин, и меня эта духовность даже не интересовала – как, думаю, и большинство людей. Но однажды ко мне пришел давнишний приятель иговорит: вот, увлекся эзотерикой. Я говорю: а зачем это тебе? «Ну, понимаешь, живу-живу, уже возраст, наверное, надо подумать о духовности». – «А что это вообще такое – духовность»?
И после разговора с ним я сделал вывод, что он не понимает, что такое духовность, и тем более – на черта она ему нужна. Зачем ее повышать? Если для загробной жизни – ну, это как-то… Для русского человека, который ни во что не верит – может, два процента действительно верующие, а остальные только косят под них – какая там загробная жизнь?

Вот тогда над темой духовности я и задумался. А ты-то как считаешь? Что такое духовность? Сформулируй. Как это потрогать руками?
Внутренняя кора и ее западный гребеньКороткая передышка
– Это не потрогать руками!
– Как не потрогать? Это все трогается!
Понимаешь, вот почему мне понравилось выражение Ожегова? В нем есть философская ниточка. Человек – как совокупность неких субстанций (в православной традиции это душа, дух и плоть) – действительно имеет разные ценности. Есть материальные, которые мы не можем оспорить: потребности в пище, в одежде, в куче вещей, которые мы ощущаем пятью органами чувств. Но в то же время у нас есть совершенно конкретные нематериальные ценности, их много. И они раскрашивают жизнь разными красками – дружба, любовь, просто отношения между людьми. Злость, ненависть, зависть – это тоже эмоции, тоже краски. Потребность в творчестве, кайф от своего творчества. Эта составляющая в человеке все равно есть, хотим мы этого или нет. Так вот, на мой взгляд, именно эти ценности и есть духовная жизнь. И это связано не только с добрыми поступками, а вообще с тем, что нематериально в человеке. И хорошее, и плохое – неважно, это то, что условно можно прикрепить к понятию «душа», нематериальной сущности.
На священном озереУ истоков Брахмапутры
Предположим, это и есть духовная часть человека. Если мы говорим о повышении ее, то понимаем, что тогда человек к своим нематериальным ценностям относится более уважительно, их авторитет увеличивается. Но тут возникает парадокс.
Допустим, ты перед выбором, за кого выйти замуж. С одной стороны, ты любишь одного мужчину, у которого ничего нет за душой – просто хороший мальчик, который работает на обычной работе. И ты познакомилась с человеком, у которого есть деньги – у тебя будет хорошая перспектива, ты понимаешь, что с материальной точки зрения будешь «в шоколаде». Но любви нет. Кого ты выберешь? В наше время 80 процентов женщин твоего возраста выберут второго. И когда мы говорим «поднять уровень духовности» – люди ездят черт-те куда, на Кайлас, где холодно, грязно, бедно, тяжело – для чего? Чтобы выйти замуж по любви? Объясни мне этот парадокс.
Ледяной ручей на внешней коре
– Люди думают, что надо накопить какие-то «баллы», наделать хороших дел, чтобы открывались новые возможности.
– Нет, хорошие дела – это не совсем духовность.
– Но у людей-то другое понятие. Люди хотят принадлежать к какому-то… эгрегору, чтобы он помогал в жизни.
– Ты сейчас смешиваешь духовность с просветленностью. Что такое просветленность? Если я правильно понимаю, скажем, в индуистской традиции – это возможность общения с богом.

Когда я ездил в Индию, с нами был свами, он себя позиционировал как просветленный йог. Так вот, когда мы были в Харидваре – есть такой священный город – и пошли на набережную, было очень жарко, вокруг миллион людей, много больных и ущербных, очень грязно, и влажность такая, что на плитке, которой выложен берег Ганга, сантиметровый слой слизи. В этом Ганге люди и стирали, и мылись, и купались – для них это священная река, куда надо окунуться хоть раз. Дошли мы до храма, стоят монахи – охрана, и говорят: дальше только босиком. Естественно, врач, который с нами был, сказал: «Не, ребята, надо реально смотреть на вещи – мы все умрем. Тут антисанитария. У местных есть иммунитет, а мы?» Я говорю свами: «Мы не пойдем. Понимаешь, с нами врач, и он говорит, что мы все умрем. Мы же другие люди, у нас другой организм». Он отвечает на полном серьезе: «Саша, я сегодня утром разговаривал с Богом и попросил его, чтобы с вами все было хорошо, я хочу вам показать это святое место».
Лев Будды. И почти лев…
Тогда мы отнеслись к этому с юмором. Но по прошествии времени я прекрасно понимаю: говорил он с богом или нет – это вопрос десятый, но в индийской традиции такие моменты просветления существуют. Когда человек начинает понимать нечто такое, что не видят и не слышат обычные люди. И идя на Кайлас, мечтая о приближении просветления, они имеют в виду именно это. Называть это можно по-разному – эгрегор, бог.
Да, мы тогда пошли босиком, ничего с нами не произошло – все живы.
Я думаю, просветление и духовность – это, может, не разные понятия, но параллельные. Духовность – это когда человек больше думает о нематериальном мире. Когда он становится перед выбором – сделать преступление за деньги или не делать, он выбирает второе.
Фигура «Каменного ребенка» на западном гребне
Но тут другой парадокс. Духовный мир и материальный так или иначе тесно связаны. И решение этой дилеммы лежит в понимании того, что первично, что важнее. 90 процентов населения в нашей стране (и в мире в целом) думает, что все-таки мы живем в материальном мире, и он для них ближе. Но я считаю, что первичен духовный мир. О чем это говорит? О том, что ценности, которые ты принимаешь в духовном мире, сформируют твой материальный мир в будущем, но сформируют его по правильным законам: насколько ты наработал, насколько твой духовный мир развит – так к тебе и потянется материальный мир. А если делать ставку только на материальный мир, то, конечно, в данный конкретный период он может быть большим. Но проблема-то в чем? Он не принесет счастья. Почему? Потому что понятие счастье не в материальном мире живет, а в духовном.
Камень с выбитыми мантрамиФанатики веры совершают кору ползком
– А если для человека счастье в материальном?
– Нет, счастье материальным быть не может. В принципе, понимаешь? Потому что счастье, наше понимание его, наши чувства относятся к духовному миру. Можно жить с любимым человеком в палатке и быть счастливым – ну, хотя бы какое-то короткое время. Человек может творить, увлекаясь каким-то открытием – как Перельман, и я
думаю, он был счастлив, когда восемь лет гипотезу Пуанкаре доказывал. Вот это счастье, понимаешь? Это тот кайф, который достается человеку в нематериальном мире. В тех эмоциях, которые он получает.
Так вот все, что мы связываем с кайфом, со счастьем, с будущим – мы мыслим в нематериальном мире. Но думаем, что купим это в материальном. Понимаешь, в чем разница? Когда мы думаем о счастье, о тех удовольствиях, которые мы получаем, они находятся у нас в той, нематериальной составляющей. Деньги – это только основа для
их получения.
Плато небесных похоронЛамы монастыря Сакья считаются магами, способными вызывать духовСтена из молитвенных барабанов
– А как Кайлас-то может помочь?
– Мы еще до этого не дошли. Я хочу тебе сказать, что в наше время люди часто делают ошибку, ставя на первое место материальный мир и не обращая внимания на духовную составляющую, которая у них есть. Если есть возможность совершить преступление, взять взятку – они берут. Конечно, всякие случаи в жизни бывают. Но я
уверен – в 99 процентах случаев они не становятся счастливее. Поэтому я все-таки склоняюсь к тому, что нужно повышать свой духовный уровень, а значит, увеличивать вес ценностей, которые существуют в духовном мире, по отношению к тем, что в материальном. И это очень важно и принципиально.
А что касается Кайласа, люди действительно туда идут для повышения духовности. Это не чудо, это как экзамен, переход из одного состояния в другое. Вот человек учился в институте, был студентом. Потом получил диплом, и с этого момента он уже молодой специалист. Его статус перешел на другой уровень: он может жить по-другому, он думает по-другому – в один момент. Так вот я считаю, что Кайлас – это место, где меняется статус человека в его духовном мире.
Кайлас расскажет многое – надо только прислушаться
– Ну, он же меняется не за счет того, что человек просто приехал? Перед этим же он изучал историю, традиции…
– Нет, это все ерунда. Понимаешь, все это у нас в голове есть. Неважно, веришь ты в бога или нет, в какой идеологии ты находишься. Важно понимание, что есть духовный мир, и он существеннее материального. В нем разобраться очень тяжело, потому что отношениям и правилам поведения в духовном мире нас, к сожалению, не учат. Человек познает это сам. Кому-то суждено понять, что этот мир существует и к нему надо относиться с уважением. А кому-то не суждено. Поэтому все живут по-разному. Но Кайлас, я думаю, не тот случай, когда «пришел – и будет чудо». Нет, это просто процесс осмысления и понимания духовности. Я думаю, что действительно влияет на человека Кайлас.
Есть мнение, что Кайлас - не гора, а пирамида
– А что там осмысливается?
– Мы начали с того, каким образом я туда попал. Да никаким. Наверное, в моей жизни должно было состояться такое событие. Трудно там было или легко – это уже не имеет значения. Вопрос в том, что все, о чем я тебе говорю, пришло ко мне, и я это четко осознал. Что духовный мир важнее материального, игнорировать его нельзя. Несколько лет назад я об этом даже не думал. А сейчас думаю, что это именно так, и никак иначе. Кайлас – это одно из мест, которое может заставить человека перейти на другой этап понимания.

– Кайлас как место или как большой пласт культуры?
– Не знаю. Мистики на Кайласе не было. С другой стороны, были моменты непонятные. Действительно, несколько человек из группы не ходили к Кайласу, не сделали того, что сделали мы, хотя никаких внешних трудностей не было. Один просто уехал. Долго был с нами, дошел до того места, откуда мы пошли на внешнюю кору. А потом ночью проснулся, собрал вещи, ни с кем не попрощался, вернулся в Дарчен, нанял машину и уехал. Я подумал – мало ли, бывает. Но по сути… Говорят же, что эта гора кого-то пускает, а кого-то нет. Я не думаю, что Кайлас именно не пускает. Но вот что-то человеку в голову стукнуло – развернулся и уехал. Часть нашей группы
даже не пробовала ходить к Кайласу, часть сказала: «Зачем мы туда пойдем?» Развернулись и пошли обратно. С одной стороны – удивительно, с другой – вроде как ничего мистического.
Дарчен – деревня у подножия Кайласа. Название переводится как «Большой Флаг»
Я не думаю, что это какая-то мистика. Но то, что восприятие окружающего мира начало меняться, – это правда. Приходят другие мысли, другое понимание неких вопросов. Оно было и раньше, но появляется более осмысленная позиция – что
к духовному миру надо относиться с уважением. Если его не будет в нашей жизни, то не будет ничего, ни счастья, ни эмоций – только бабки. Материальный мир не принесет счастья – просто так, без духовного. Почему – я подумаю. В следующем интервью добавлю.

1  /  12
 
 
 
Восхождение к Западному Лицу
 
 
Восхождение к Восточному Лицу Кайласа
Восхождение к солнцу
Время здесь течет по-иному
У природы Тибета особая, строгая красота
Террасное земледелие по-непальски
Дороги в Тибете – тоже дорогое удовольствие

Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK