Есть время
НН: В одном из интервью вы сказали, что в литературу пришли сорока лет от роду… Что вас туда привело, чем вы занимались до этого, и не подтолкнуло ли вас подспудное ощущение, что нужно заниматься тем, чем хочется, пока еще не поздно?
АЧ: Прежде всего время всегда интересовало меня как понятие теоретической физики. Ну и немногим меньше – как исторический хронометр.
НН: Неужели даже в размышлениях не касаетесь этой темы?
АЧ: Я не чувствую себя достаточно подготовленным, чтобы отвечать на такие вопросы. Поясню примером. Я задумал сейчас написать исторический роман о 70-х годах прошлого века. На них пришлась моя юность и молодость. Казалось бы, что проще? Ведь я там жил. Но когда я подверг себя тестированию определенному… Ну, скажем, где был Косыгин в декабре 74-го года? Или сколько стоила пачка сигарет в армии? Я вдруг понял, что я этого не знаю. Вроде бы я все помню, но из моей памяти улетучилось очень много. И чтобы эту эпоху «приподнять», мне придется изучать ее. Ту эпоху, в которой я жил. Если же я буду рассуждать о том, что было бы, если бы сын «пришиб» Ивана Грозного, а не наоборот, с моей стороны это будет необычайная наглость. Надо сначала изучить. А потом уже подвергать вивисекции существующее положение вещей. Я к этому не готов.
НН: А есть ли в вашем прошлом человек, явление или период жизни, оглядываясь на который вы особенно полно ощущаете власть времени, разрыв с тем, что ушло, который невозможно преодолеть?
АЧ: У меня есть афоризм на эту тему. Мечтать о прошлом – удел усталых. Я ответил на ваш вопрос?
НН: Вполне. То есть вы смотрите вперед?
АЧ: Чтобы заниматься любым творчеством, ну, может быть, кроме театра, всегда требуется некая отстраненность, уединение. На мой взгляд, это естественно. Когда остаешься с самим собой и мыслишь не только о вечном, но и о сиюминутном, пытаясь это все соединить в единое целое.
Это как бы кусочек закольцованного времени. И все персонажи объединены общей идеей, потому что перед ними вдруг становится одна задача, и они ее решают каждый по-своему.
НН: И у вас эти персонажи, принадлежащие к разным эпохам, по своей сути ничем не отличаются?
АЧ: Конечно. Большинство и кругозором, и образованностью не отличаются. Люди слишком мало меняются в этом отношении. Я считаю, что человеку семидесятилетнему, если его забрать из 1213 года и переместить к нам, было бы трудно переформатировать свое мышление и пристроиться к нынешнему времени. А десятилетнему ребенку запросто. Через неделю уже будет за компьютером сидеть.
НН: Получается, что отдельный человек сильнее меняется в течение жизни, нежели некий средний на протяжении истории?
АЧ: Онтогенетические изменения сильнее, нежели филогенетические. Ярче.
НН: К вопросу о закольцованном времени. Как вы относитесь к каким-то предметам, местам, памятникам, которые призваны служить для «консервации» времени? К тому, что люди постоянно к ним возвращаются?
АЧ: Хорошо отношусь. Я люблю посещать музеи. Я вижу, например, мозаику – такой же, какой ее видели люди 2000 лет назад, и меня это, конечно, поражает. У меня есть афоризм, кстати, на близкую тему: «Традиции – это попытка ставить время на „игнор“».
НН: Но можем ли мы быть уверены, что то, как мы сейчас это видим, действительно объединяет нас с теми людьми? По-моему, у Акунина было: «Люди, которые жили до нас, непосредственно от нас имеют одно самое важное отличие. Мы о них кое-что знаем, а они о нас ничего». И вот этого факта изменить ничто не в силах.
АЧ: Почему же? Я так не считаю. Я достаточно много знаю о людях XXII и XXIII века…
НН: А из каких, простите, источников?
АЧ: Из прошлого, конечно. Понимаете, экстраполяция и обычный здравый смысл подсказывают мне: если я легко понимаю мотивы, поведение Сенеки, или Апулея, или Гомера, то логично предположить, что и люди, отдалившись от меня не на две тысячи лет назад, а на двести вперед, тоже немногим изменятся. Они будут так же любить и бояться смерти, и копаться в прошлом, и некоторые точно так же будут абсолютно тупыми скотами, не видящими ничего дальше примитивных потребностей.
НН: У меня складывается впечатление, что в ваших романах время – это, скорее, не самостоятельный объект для исследования, а некая декорация, не более чем ружье, висящее на стене.
АЧ: Это одна из любимейших моих игрушек. Почему же нет? Вот, кстати, о времени и о себе соображение. Представим, что многочисленные благотворительные организации, волонтеры собирают в помощь нуждающимся не деньги, а время: секунды, минуты, часы, дни. Любопытно, многие бросили бы в копилку хотя бы минуту собственной жизни? В принципе, ответ мне и так известен.
НН: А вы бы бросили?
АЧ: Нет.
НН: Дорожите?
АЧ: Э-э-э… Ради очень значимых для меня людей, наверное, бросил бы. Зачастую люди отдают жизнь ради близких или ради Родины… Отдать минуту или час гораздо легче.
НН: Если отталкиваться от ваших слов, история человечества представляется в виде однообразной полосы, уходящей куда-то в даль будущего. По сути, там ничего не меняется, кроме декораций. А я вот еще с университетских занятий философией помню, что эволюция как раз на человеке должна, по идее, перейти из сферы материальной в идеальную. В эволюцию мышления. На ваш взгляд, это просто такая оптимистическая модель?
АЧ: Категории типа оптимизм/пессимизм здесь не имеют ни малейшего значения. Я считаю, что у человечества есть шанс уцелеть, скажем, и через тысячу лет, но это условное человечество. Эволюция, если она продолжится, безусловно, пойдет по усложнению неких информационных потоков. Отдельный человек останется на предыдущей ступени эволюции. Возникнет некая человеческая субстанция, назовем ее «общество», которая сама по себе будет обладать всеми признаками существа разумного. Но мало повлияет на частную жизнь – подобно тому, как мне все равно, что там происходит с эритроцитами. Я им не мешаю, они мне не мешают.
НН: Допустим, что финала развития человека мы не знаем. Но всегда хочется где-то обозначить начало. Понятно, что это сложновато даже с точки зрения науки – сказать, где кончаются этапы эволюции приматов и где начинается человек. А для вас коренным свойством человека что является?
АЧ: Я не знаю. Я думал на эту тему, но мне так и не удалось придумать ни одной надежной категории.
НН: Ну, а как же, например, способность отдать свою жизнь кому-нибудь? За то, что кажется более важным?
НН: Но он пытается сбежать, на самом деле.
АЧ: Мне нравится писать. Более того, когда я пишу, я мыслю. Когда кладешь слова на бумагу, мысль структурируется, и зачастую удается додумать что-то лучше, нежели вот так за чашечкой кофе в беседе или в грезах.
НН: Это можно назвать некой попыткой исследования?
АЧ: Безусловно.
АЧ: Как раз мне хочется заглянуть в будущее и понять, что ждет человека конкретного и человека как вид.
Короткое эссе могу зачитать, если у нас есть время.
Мы и время. Наше взаимоотношение со временем иногда принято сравнивать с процессом пищеварения. В этом находит общую точку зрения и пессимист, и оптимист. Разница лишь в позиции. Кто кого, собственно говоря, поглощает, переваривает. Пессимисты считают, что это мы бездарно поглощаем часы и минуты, жрем без разбору, чавкаем без пользы, глотаем, не успевая распробовать, разжевывать. А напоследок и того… Оптимисты считают, что наоборот, это всепоглощающее время играет ведущую роль.
Я же, будучи на своей кочке синтетиком-аналитиком, ничего такого не считаю, ибо не доверяю словесам изреченным. Как ни хитри с ними обманом, спросят заголовки поста: где, на какое О ставить ударение? ПищепрОводы или пищепровОды? Да мне какая разница, я человек простой, как Аладдин. Поел и дальше живу. У меня все смыслы правильны.
Личность
Наталья Нифантова