я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Женщины в науке: Татьяна Жуйкова

«Чтобы достичь успеха, женщине нужно пахать в 10 раз больше мужчины»
Женщины в науке: Татьяна Жуйкова

В рамках проекта «Колба» форум и премия для женщины в науке и технологиях Евгения Еньшина – глава национального отделения «WiN Russia», лидер сообщества «Женщины в науке и технологиях», основатель форума и премии «Kolba» https://t.me/kolba_science продолжает встречаться с интересными женщинами-учеными и специалистами из науки. В этот раз уникальным опытом поделилась Татьяна Жуйкова - доктор биологических наук, декан факультета естествознания, математики и информатики Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле

Как Вы пришли в науку?

В науку я пришла 30 лет назад, в педагогический вуз. В 1993 году окончила химико-биологический факультет, по специальности учитель биологии и химии. В 1996-м поступила в аспирантуру, в 1999-м защитила кандидатскую диссертацию. И тогда мои научные руководители сказали, что, войдя в эту реку один раз, уже не сможешь из нее выйти. Так и сложилось. Сегодня, несмотря на защиту докторской диссертации, считаю себя действующим ученым, продолжаю заниматься научными исследованиями, хотя уже 9 лет нахожусь на административной позиции в должности декана факультета естествознания, математики и информатики.

На мой взгляд, наука - это «хроническая работа», определенный стиль жизни.

Ваша научная деятельность связана в том числе с экологией, которая сейчас является одной из актуальных сфер. По своим наблюдениям, как считаете, предприятия осознанно пытаются минимизировать количество выбросов вредных веществ в атмосферу, или здесь все еще действуют директивные меры?

Я называю территорию Нижнего Тагила «полигоном для проведения исследований», потому что здесь сосредоточено 49 различных предприятий, которые потенциально загрязняют окружающую среду. В 1998-м году в институте была создана экологическая лаборатория, в рамках которой, с начала 2000-х гг. мы проводим исследования по изучению восстановительных процессов на техногенно нарушенных территориях. То есть, изучаем промышленные отвалы и процессы восстановления растительности и биоты на этих территориях. Сейчас промышленность развивается в сторону экологизации, и в Нижнем Тагиле есть предприятия, которые действуют осознанно в этом плане, с заделом на будущее. Например, Нижнетагильский металлургический комбинат делает очень много для того, чтобы снизить количество выбросов, загрязняющих окружающую среду.

На 100 абитуриентов приходится примерно 30 девушек. Как Вы считаете, причина в не востребованности науки у женщин?

Мне когда-то сказали: «Женщина-ученый – это не женщина и не ученый». Во-первых, чтобы женщине добиться в науке того, чего добивается мужчина, нужно затратить энергии в 10 раз больше, чем это делают молодые люди. Женщина в первую очередь мать, а в науке надо жить 24/7. Мои приоритеты в жизни всегда были направлены в сторону профессии, несмотря на то, что у меня семья, и я практически живу на работе. Поэтому таких безумных женщин, которые смогут отказаться от семьи, не так много.

Во-вторых, на уровне школы более успешны девочки: они более ответственны в учебе, более прилежны, старательны. Однако, когда поступают в вуз, происходит перестройка. Девочки уходят в одну сторону, мальчики в другую.

Если посмотреть на руководящие позиции в науке, основная часть — это мужчины, поскольку, у них больше возможностей себя реализовать. Вот и получается, что лидерами в школе чаще являются девочки, а во взрослой жизни мужчины.

В-третьих, умственные способности. Мозг женщины и мозг мужчины физиологически разный. То, что приходит в мозг мужчине, к женщине придет либо позже, либо вообще не придет. И чтобы стать кандидатом наук, нужно 3-4 года. Не каждый сможет «выкинуть» столько из своей молодой жизни.

С 1996 года я в постоянном симбиозе образования и науки. Уверена, что любой преподаватель (ученый) вуза должен заниматься научными исследованиями для того, чтобы находиться в «русле» современных научных направлений и реализовывать их в образовательном процессе.

На что повлияла защита докторской диссертации?

Я долго была морально не готова к ее написанию, была очень молода.

Однажды пришла к ректору нашего института попросить месяц на написание монографии, на что он ответил, что она ему не нужна, надо писать докторскую. И мне дали творческий отпуск на 6 месяцев, а потом еще 2 месяца летних каникул. Честно, я не выходила из дома. Однако через 8 месяцев положила готовую диссертацию на стол. Мне было 37 лет, а в 38 вышла на защиту. После защиты, я сделала вывод, что защищаться нужно после шестидесяти лет, а не в 38, как я; а ещё лучше, если ты с бородой. Это к вопросу: «Сколько женщине нужно приложить сил, чтобы добиться чего-то в науке». То есть защитить докторскую женщине, тем более молодой, очень сложно. В науку «не всех впускают».

У нас есть случаи, когда молодые люди защищаются в 28 лет, становясь «молодыми учеными» (до 35 лет кандидатская и до 40 лет докторская), и это нормально, никто ничего не говорит. Но с женщинами иная история, тем более с молодыми. Чтобы тебя признали в науке, женщина должна сделать очень много. Кроме того, и после того как тебя впустили в эту сферу, и ты уже доктор наук, надо удержать эту планку, здесь остановка запрещена.

Для Вас важно признание?

Конечно. Признание в сфере образования для меня пришло немного раньше, а вот в сфере науки нужна была защита кандидатской и докторской. Если у преподавателя вуза есть ученая степень, – значит, он защищен. А без учёной степени могут уволить, убрать часы или ставку. Поэтому, для меня наличие докторской степени – очень важная часть признания и в науке, и в образовании.

В системе образования есть поощрения для студентов за хорошую учебу?

Считаю, студенты, каким бы родом деятельности в вузе они не занимались, обязательно должны быть поощрены. В нашем университете, помимо академической стипендии, есть стипендия за индивидуальные достижения. Она доходит до 30 тысяч. Если студент занимается наукой, волонтерской деятельностью и так далее, он набирает определенные баллы. Соответственно, может получать повышенную стипендию. Кроме того, все обучающиеся на бюджете имеют возможность участвовать в любых научных мероприятиях (конференциях, форумах) бесплатно, за счёт средств вуза. И гранты никто не отменял.

Как изменились возможности для студентов с того времени, когда Вы сами поступали в вуз?

Я поступила в вуз в 1988 году. Возможности были, но я не помню, чтобы нас возили на конференции. Не было лабораторий, хотя биология всегда была фундаментальной наукой. Была обязательной УИРС - учебно-исследовательская работа студентов. Сейчас возможностей стало гораздо больше. Однако, они для тех, кто этого действительно хочет, горит наукой.

Какова роль наставников в Вашей жизни?

Мой наставник - Виктор Сергеевич Безель, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории «Токсикологии, популяции и биоценоза экологии растений и животных». Всю жизнь проработал в этом институте, и до сих пор там. Это первый и самый главный учитель в моей научной жизни. И Николай Васильевич Глотов, популяционный эколог, близкий друг Виктора Сергеевича. Конечно, Элеонора Васильевна Мелинг, кандидат биологических наук - наставник для меня не только в плане науки, но и в педагогической профессиональной деятельности. Я ее сменила на должности заведующей кафедрой, и многие педагогические вещи получила от нее. Не могу не сказать о Нине Борисовне Вернигор, которая 20 лет занимала должность проректора по учебной работе в нашем педагогическом вузе. Она как танк, свернет любые горы, мой наставник по административным вещам.

На Ваш взгляд, стоит ли идти в науку, и как понять, что это действительно твое?

В науку определённо стоит идти тем, у кого есть потребность в знаниях. Например, мной двигала любовь к природе и желание её познать. Я никогда не преследовала корыстных финансовых целей. Когда мой путь учёного только начинался, не было особо никакой базы, возможностей ездить в командировки. В моей экологической лаборатории даже не было никаких учебных материалов. Определённо, долгое время наука влачила нищенское существование. Сейчас политика государства изменилась в лучшую сторону.

Однако, несмотря на это, считаю, что в науке задерживаются и становятся учеными только те, кому действительно нравится этим заниматься, и кто удовлетворяет свой интерес в определённой области знания.

Текст к публикации готовила Елена Харитонова


Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK