Ядерные грибы. И бананы, и орехи
Мало кто знает, но существует практика обеззараживания продуктов (и медицинских инструментов) при помощи воздействия на них ионизирующего излучения – радуризация. Это существенно повышает их срок годности. ВОЗ и ряд других международных учреждений считают этот метод безопасным: ведь гамма-лучи, убивая микробы, не оставляют в еде никакой наведенной радиации (та состоит из слишком легких элементов). Радуризация
разрешена более чем в 60 странах, в том числе и в нашей. Другое дело, что отечественные производители не спешат этим заниматься – то ли опасаются непредвиденных последствий, то ли просто недостаточно заинтересованы.
Установка для облучения пищевых продуктов кобальтом-60. Фото: US Department of Energy, pnl.gov
sv.vecteezy.com
Почти все натуральные продукты радиоактивны от природы из-за содержащегося в них калия-40. Особенно это касается бананов и орехов. Поэтому в науке есть даже понятие – банановый эквивалент. Но чтобы получить хоть сколько-нибудь серьезную дозу, нужно съесть несколько тонн этого фрукта. Поскольку калий выводится из организма, накопить опасный объем внутри себя все равно не получится, а съесть столько сразу не позволит физиология. Другие радиационные рекордсмены на нашем столе – картофель, бобы, семена подсолнечника и орехи (особенно бразильские).
Радиация не только провоцирует рак, но и способна его лечить. Радиотерапия – воздействие на организм ионизирующего излучения – применяется при лечении злокачественных опухолей и других патологий.
Бетонные стены, как известно, значительно снижают количество получаемой извне радиации, но в то же время накапливают ее. Поэтому внутри таких зданий радиационный фон выше, чем снаружи: бетон и защищает от невидимого врага, и, слегка, излучает его. Впрочем, то же самое относится и к кирпичам.Самого «радиоактивного» человека в истории звали Альберт Стивенс, он же известен как пациент CAL-1. Стивенс работал обычным маляром в штате Огайо, но однажды попал в больницу, где его язву желудка ошибочно посчитали раком в последней стадии. Как «обреченного на смерть» на нем решили поставить эксперимент. Он проходил в рамках «Манхэттенского проекта», программы США по разработке ядерного оружия. Без ведома Стивенса ему ввели 131 кБк плутония – самую высокую дозу этого вещества изо всех известных, во много раз превышающую смертельную, описанную на тот момент. Плутоний оставался с мужчиной до конца жизни, и умер «обреченный на смерть» только 20 лет спустя после инъекции, от болезни сердца, в возрасте 78 или 79 лет. Что и говорить, если пациент хочет жить – медицина бессильна!
Коротко
Ольга Фадеева