Влипнуть по полной
Еще Гиппократ писал, что «до́лжно обращать внимание на то, чтобы все, что применяется, приносило пользу, и в особенности все, что прикасается к страдающей части тела: повязки, медикаменты, а также приложенные к язвам полотенца и пластыри». Так что не преувеличением будет сказать, что пластырь как минимум ровесник Гиппократа, а значит, существовал еще до нашей эры. У лекарей Древнего Египта, Греции и Рима была аптечка первой помощи, в основном в ней находились снадобья, средства из растительных порошков и трав. Повязка, заживляющая раны, в ней тоже была. Конечно, не в том виде, который известен нам. Тогда пластыри делали из подручных средств – варили из смолы, растений и масел массу, которую наносили на ткань и прикладывали к месту повреждения. Так и жили, пока не появились первые фармацевты, готовящие лекарственные субстанции в подсобках своих аптек. Одним из таких «зелий» была смесь для заживления ран, в которую добавляли эфирные масла, растительные порошки и даже растолченных насекомых. Ее продавали в виде цилиндрических палочек или спородрапа (уже нанесенной на тканевую ленту). И то, и другое необходимо было чуть подогреть над свечой, чтобы масса обмякла и лучше впиталась в кожу.
В более или менее узнаваемой форме пластырь появился в конце XIX – начале XX века благодаря двум гениям – умному фармацевту и находчивому рекламщику. В Германии 1882 года аптекарь Карл Пауль Байерсдорф решил нанести на небольшой лоскут марли гуттаперчу (природный каучук). Так появился первый прототип пластыря – его нужно было наносить на кожу, и под действием температуры тела он крепко прилипал к ней. Байерсдорф назвал свое детище Guttaperchapfl astermulle, гуттаперчевый пластырь на марле. Но на этом его история прервалась на целых восемь лет – Байерсдорф не смог сделать изобретение массовым. Зато это оказалось под силу другому немцу, 27-летнему Оскару Тропловицу. В 1890 году за утренней чашкой кофе он читал свежую газету Pharmazeutische Zeitung, в которой наткнулся на объявление о продаже химико-фармацевтической фабрики вместе со складом.
Карл Байерсдорф, beiersdorf.com
Догадались, кто продавал неприбыльный бизнес? Конечно, Байерсдорф. Два фармацевта обменялись письмами и узнали друг о друге: Тропловиц всю жизнь мечтал иметь свое дело, но не мог ничего придумать, а его старший коллега Карл все придумал, но не сумел популяризировать свой товар. Так и решили, что Оскар купит фабрику и представит миру первый в мире пластырь, способный залечивать раны, не вызывая еще большего инфицирования или раздражения кожи. Дела начинающего бизнесмена быстро шли в гору, и уже спустя два года он купил новое помещение для магазина в Гамбурге. К производству товара он привлек дерматолога Пауля Герсона Унну, который заменил марлю на хлопковую ткань и вместо гуттаперчи предложил использовать оксид цинка. Тропловиц запатентовал уже свой Leukoplast (от греч. leukos – «белый» и лат. emplastrum – «повязка»). Фирма Beiersdorf начала изготавливать и продавать пластыри, а позже запустила производство и просто клейких лент для мелкого ремонта. Сейчас Beiersdorf – одна из крупнейших немецких компаний со штаб-квартирой в Гамбурге.
Детальную историю подобных бытовых вещей трудно восстановить целиком – как это часто бывает, на роль изобретателя пластыря претендуют несколько человек. По легенде, в совсем уже привычный нам вид пластырь облек в 1920 году сотрудник компании Johnson&Johnson Эрл Диксон. Его жена во время готовки постоянно ранилась ножом или обжигала пальцы, и заботливый муж придумал способ ей помочь. Он отрезал несколько лоскутов хлопковой марли и наклеил их на клейкую ленту. Теперь пострадавшая могла одной рукой прикрыть рану без чужой помощи. Изобретение попало в ассортимент компании J&J и получило название Band-aid («лента помощи»). Но за 1921 год пластырей продали всего на $3 тыс., что для крупной компании просто ничтожная прибыль. Чтобы прорекламировать новый товар, ленты помощи бесплатно раздавали бойскаутам. Продажи выросли, а Эрл Диксон вместе с этим достиг поста вице-президента фирмы.
С пластырем понятно, а лейкопластырь? Разве это не одно и то же? Нет! Пластырь – лекарственный препарат в виде клейкой ленты с кусочком действующего материала посередине. Он приклеивается на кожу, помогая ранам заживать и препятствуя попаданию бактерий. В составе могут быть антиоксиданты, лекарственные смеси, натуральный или синтетический каучуки, жироподобные вещества, природные масла, наполнители. А лейкопластыри – это просто клейкая лента, без лекарственных веществ. Ею удобно фиксировать бинты, трубки, провода, катетеры. Лейкопластыри выпускаются в виде рулонов липкой ленты белого или бежевого цвета. Кстати, в США вопрос о цвете пластырей стоит очень остро – отсутствие темных оттенков стало проблемой для темнокожих людей, из-за чего компании начали выпускать коричневые и черные пластыри.
Все лейкопластыри гипоаллергенны, чтобы избежать раздражения кожи. А еще бывают на разной основе: на бумажной, тканевой и полимерной. Тканевые могут быть нам знакомы еще с советских времен – это белая полоска ткани, которую потом довольно тяжело отклеить безболезненно. Бумажные – уже более современный вариант. А пластиковые лейкопластыри используются при фиксации больших повязок и особенно на заметных участках кожи. Дело в том, что это прозрачная полиэтиленовая водонепроницаемая пленка, которая позволяет визуально видеть рану и контролировать процесс заживления. Из всех лейкопластырей пластиковый снимается легче всего, не травмируя кожу и не оставляя черных следов от клея.
Реклама пластыря. Фото: Alf van Beem, wikimedia.org
Пожилой немец в 1890 году, продавая свой бизнес, и не догадывался, к чему приведет его патент. Особый всплеск интереса ожидал пластырь в 80-х годах прошлого века, когда ученые разработали трансдермальные терапевтические системы (ТТС). Те, которые вживляют лекарства через кожу. Чьей идеей было совместить их с пластырем, уже не узнать, но этот человек точно был гением. ТТС обеспечивают постоянное поступление в организм необходимых медицинских препаратов через кожу. Главный инструмент здесь – множество микроигл, расположенных на пластыре, которые проникают в кожу и доставляют лекарство. Этот вариант особенно удобен в тех случаях, когда поступление медикамента должно быть непрерывным и медленным. Именно по этому методу работают никотиновые пластыри против курения, контрацептивные, греющие и другие.
Но это все еще привычные нам вещи. Есть более инновационные – в 2020 году китайские ученые создали пластырь с цианобактериями, которые насыщают рану кислородом и способствует ее заживлению. Основная аудитория изобретения – люди с сахарным диабетом, у которых могут возникать хронические раны из-за недостатка кислорода в тканях. Исследователи из Нанкинского университета решили добавить в пластырь одноклеточные цианобактерии Synechococcus elongatus, которые способны к фотосинтезу и могут производить кислород из неорганических соединений. Их поместили в гидрогелевые шарики, а из тех, в свою очередь, сделали пластыри. При нанесении на кожу пластырь обменивался с ней газами и жидкостями, а цианобактерии обогащали рану кислородом. Во время тестирования кислород проникал сквозь кожу в сто раз эффективнее, чем при локальной оксигенотерапии (насыщение кислородом). Пластырь проверяли на мышах с искусственно вызванным диабетом: у особей с заболеванием рана не затягивалась даже к 15-му дню, у контрольных животных заживление рубца занимало около 12 дней, а у мышей с пластырем рана затягивалась на 45 % всего за шесть дней.
Желая помочь людям с диабетом, за два года до китайских коллег американские инженеры из Калифорнийского Университета создали свой электронный пластырь, который направляет лекарство в рану в случае необходимости. Он оснащен датчиками температуры и pH- и микроконтроллером: если pH поднимается выше 6,5, то пластырь выбрасывает антибиотик, так как такой уровень означает повышенную инфицированность.
Электрохимический прибор на основе графена с термореактивными микроиглами для мониторинга и терапии диабета. Он контролирует уровень глюкозы и доставляет лекарства через кожу. Фото: Hui Won Yun, Seoul National University, popsci.com
Жидкий пластырь, или пластырь-спрей, или кожный клей – еще одно ноу-хау. Это жидкость в баллончике, которую необходимо распылять с расстояния 10–15 см от повреждения, после чего она образует тонкую прозрачную пленку на коже. Такой пластырь создает невидимый барьер, защищая кожу от внешних раздражителей и инфекций. А еще он водостойкий, гипоаллергенный и удобный – не нужно снимать и надевать ленту заново, как с традиционным пластырем.
Коротко
Полина Агеева