Просканируй меня
Упаковка жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit была первым товаром, отсканированным с помощью штрихкода
mm-logistik.vogel.de
- Жевательная резинка проехала по конвейерной ленте на кассе, прошла через считывающий сканер, который, запищав, определил цену в 67 центов. Это была первая покупка, совершенная с помощью штрихового кода. Кстати, упаковку так и не открыли – она хранится вместе с чеком в Национальном музее американской истории Смитсоновского института.
- Клик-клик-клик – сейчас миллионы этих сигналов ежедневно раздаются в любом магазине. У всех товаров есть свой индивидуальный штрихкод. А как он появился? В самом начале этой истории стоит один человек – Бернард Сильвер (Bernard Silver), который, будучи аспирантом Технологического института при Дрексельском университете, в 1948 году услышал разговор между деканом его факультета и местным бизнесменом. Тот оказался владельцем сети продовольственных магазинов Food Fair и просил ученого придумать автоматическую систему считывания информации о товаре при его складировании, транспортировке, продаже и учете.
- Видимо, Бернард заинтересовался идеей больше декана: он привлек к ее реализации двух своих друзей-коллег – Нормана Джозефа Вудланда (Norman Joseph Woodland) и Джорджина Йохансона (Jordin Johanson), и втроем они начали изучать и разрабатывать системы маркировки. Первый придуманный ими вариант предполагал использование ультрафиолетовых чернил. Он оказался провальным: чернила быстро выцветали и дорого стоили.
- Помощь пришла с неожиданной стороны – Вудланд решил использовать азбуку Морзе. История гласит, что он нарисовал первый штриховой код на песке, отдыхая на пляже в Филадельфии: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии», – рассказывал он позже. Позже задумку перенесли на бумагу – штрихкод тогда, кстати, был круглый. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер (третий друг со временем отошел от проекта) подали заявку на изобретение, которую им удовлетворили лишь 7 октября 1952 года. Тогда же они продали патент компании Philico, не сумев заинтересовать технологией гигантов IBM – те считали, что для нее придется закупать дорогое и сложное оборудование.
- Говоря простыми словами, штрихкод – это графически закодированная информация о товаре, которую наносят на его упаковку. В зависимости от вида кодирования различают линейные и двумерные штрихкоды. В первом случае это набор из вертикальных полос и цифр под ними, читаемый только по горизонтали. Второй тип (двумерный) хранит в себе больше информации, а читается и по горизонтали, и по вертикали. QR-код – это разновидность двумерного штрихкода.
- В разных регионах и сферах торговли используют свои системы кодирования информации – тонкости есть как в США и в Европе, так и в транспорте, логистике или промышленности. Поэтому вывести какое-то универсальное правило и сказать, что первая цифра штрихкода означает это, а вторая – то, не получится. Но, в основном, любой штрихкод всегда будет включать данные о стране-производителе (три цифры), регистрационный номер производителя (четыре-шесть цифр), код товара, описывающий его характеристики: объем, массу, цвет и даже вкус (три-пять цифр), контрольное число для считывания сканером (одна цифра). Все эти номера присваиваются специальными организациями – европейской EAN (European Article Number) или международной GS1. В России в 2017 году Россельхознадзор предложил расширить информацию в штрихкодах продовольственных товаров и включить в нее все технические подробности о продукте – например, данные о том, кто и как его обрабатывал (для мясной и рыбной продукции). Предполагалось, что любой человек сможет просканировать товар в приложении и узнать все о своей покупке. Увы, идею о чипировании колбасы пока так и не внедрили на практике.
- А как именно работает штрихкод? Если сильно упростить и не углубляться в тонкости программирования, то сначала кассир специальным прибором сканирует хранящуюся в штрихкоде информацию. Устройство читает наименование, цену, производителя товара и все, что нужно для совершения покупки. Все это моментально переносится в чек, списывается во внутреннем учете магазина из остатков ассортимента и суммируется в корзину покупателя. Все довольно просто. Штрихкод – это максимальная автоматизация работы, которую раньше делали вручную.
Коротко
Полина Агеева