Потаенное судно: как создавалась первая подводная лодка
Такие аппараты были похожи то ли на короб, то ли на гигантскую бочку, привязанную веревками к судну. Воздух внутри камеры позволял водолазу находиться в ней во время погружения на глубину, где он выплывал из «колокола» и совершал необходимые действия: чинил подводные части корабля, разведывал планы противника или – что гораздо интереснее – осматривал дно в поисках сокровищ. Во флоте Древнего Рима существовал даже специальный корпус водолазов. Сами же подводные колокола стали прообразом современных аквалангов.
Эпоха Возрождения вновь пробудила интерес к подводному плаванию. Тогда-то великий Леонардо да Винчи и придумал перчатку с растопыренными пальцами и перепонками, похожую на утиную лапу, устройство для подводного дыхания из камышовой трубки и плотного полого мешка, а также водолазный костюм из водонепроницаемой кожи.
Привет дайверам от Леонардо. Иллюстрация: Leonardo da Vinci, www.en.wikipedia.org
Перчатка. Фото: Citron, www.commons. wikimedia.org
Водолазный костюм Леонардо да Винчи. Иллюстрация: Dietmut, Teijgeman-Hansen, www.ilmm.co.uk
А вот свидетельства о первой успешно функционирующей подводной лодке относятся лишь к XVII веку. Ее создал голландский механик и физик Корнелиус Дреббель (правда, до этого проект подводного судна был разработан все тем же Леонардо да Винчи, но, опасаясь последствий военного применения такой лодки, он не стал придавать его огласке). Небольшая деревянная субмарина с длинными тонкими веслами в 1620 году успешно прошла боевое крещение в Темзе. Творение Дреббеля способно было брать на борт до 16 пассажиров, погружаться в воду и оставаться в ней в течение нескольких часов.
www.warspot.ru
В военной практике эту лодку не использовали, но коготок увяз. Уже в 1634 году французский математик и философ Марин Мерсенн написал трактат о «Необходимых условиях для подводного плавания», где он советовал строить субмарины небольшого размера и похожими на рыб, материалом должна служить медь (видимо, как альтернатива скоропортящейся древесине), а для сообщения с воздухом Мерсенн предлагал строить лодки с длинной трубой. Современники, правда, остались
равнодушны к идеям изобретателя, а вот последующие специалисты часто будут использовать их для строительства субмарин.
Творение Дреббеля, www.modelshipmaster.com
Первым же, кто построил подводное судно для боевых действий, был американский изобретатель Дэвид Бушнелл. Это случилось в 1776 году, во время войны за независимость США. Форма лодки напоминала семя чечевицы, но в целом конструкция отдаленно походила на два склеенных панциря черепахи (они были сделаны из дерева и покрыты дегтем). Вероятно, поэтому судно так и прозвали – «Черепаха». Задачей лодки было минирование вражеских кораблей (ни один из случаев ее нападения, впрочем, не увенчался успехом). Погружение и всплытие осуществлялись при помощи ручного насоса, который то вкачивал, то выкачивал воду, используемую в качестве балласта, а передвижение обеспечивали винты,
которые крутил сам пассажир (лодка была рассчитана на одного человека, а запас воздуха – на 30 минут).
«Черепаха», www.flot.com
Макет «Черепахи», www.igu-austria.org
Дальнейшая разработка подводных лодок связана со все большим их усложнением –
субмарины стали более объемными, их научились делать из металла. Но они постоянно тонули, поэтому один из членов комиссии, оценивающих подобные изобретения по велению Наполеона I, некто Монжери, даже заявил: «Механизмы слишком сложны, подвержены частым авариям и не заслуживают внимания». Только это не помешало «потаенным судам» совершить настоящую подводную революцию. Она происходит сегодня – атомные субмарины готовятся стать
электрическими. То ли еще будет!
Коротко
Машины и Механизмы