я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Наука как искусство

Осенью в Петербурге прошел фестиваль научно-популярного и образовательного кино «Мир Знаний», где в центре художественного исследования стоит не человек, но научное знание.

Направляясь на просмотр конкурсной программы, я наивно полагала, что в лучшем случае в кинотеатре будет два с половиной человека. Однако залы были до того заполнены, что зрителям  приходилось сидеть на ступеньках. Даже на церемонии открытия, проходившей в Большом зале Михайловского театра, свободных мест практически не было. И что особенно замечательно, основной публикой стала именно молодежь. Та самая, которая, по мнению п

Наука как искусство

Осенью в Петербурге прошел фестиваль научно-популярного и образовательного кино «Мир Знаний», где в центре художественного исследования стоит не человек, но научное знание.

Направляясь на просмотр конкурсной программы, я наивно полагала, что в лучшем случае в кинотеатре будет два с половиной человека. Однако залы были до того заполнены, что зрителям  приходилось сидеть на ступеньках. Даже на церемонии открытия, проходившей в Большом зале Михайловского театра, свободных мест практически не было. И что особенно замечательно, основной публикой стала именно молодежь. Та самая, которая, по мнению президента фестиваля Михаила Ковальчука, «наверно и не знает, кто такой Ленин».  Думаю, эти  опасения  были напрасны.

«Мир знаний» пока единственный в своем роде проект, позволяющий смотреть научно-популярные фильмы на большом экране. И несмотря на организационные «ляпы», впрочем,  достаточно незначительные, фестиваль достигает поставленных перед ним целей. Самая же главная цель, по мнению Антона Смирнова, генерального директора «Леннаучфильма» и соучредителя фестиваля, это «поднять престиж научной деятельности в обществе и тем самым разбудить интерес к знанию».  Довольно  сложно судить, насколько повышается значимость науки после кинофестиваля, но то, что интерес к знанию есть, и к научно-популярному кино в том числе,  это несомненно.

Научно-популярный жанр не стоит на месте и постоянно развивается, ломая рамки строго научного и экпериментируя с другими видами кинематографа. Это довольно непросто в исполнении, ведь перед режиссером встает задача передать сложное научное знание/открытие простым «человеческим» языком, так чтобы  людям, далеким от науки, было и понятно, а, самое главное, интересно.  Один из членов жюри, научный кинематографист, кандидат биологических наук,  основатель и арт-директор Фестиваля научного кино Imagine Алексис Гамбис высказал на этот счет свою точку зрения: « Чтобы быть интересным, научно-популярное кино не должно быть всегда построено только на научной работе, на научных открытиях. Оно может быть об исследователях, ученых, об их взаимоотношениях с окружающими и наукой…  От этого картина не выходит за рамки жанра, но освещает науку и процесс исследования с другой точки зрения, позволяя обычному человеку не только узнать факты, но и понять, окунуться в  мир ученого и научного знания».

Из 300 фильмов отборочная комиссия выбрала 22 картины из 11 стран мира. Однако разнообразие представленных фильмов не ограничивается географическим положением, поражает и количество затронутых тем. Что скрывается за Теорией Большого взрыва, как роботы  изменят нашу жизнь в ближайшем будущем, захватят ли аргентинские муравьи мир и есть ли среди животных алкоголики? Словом, каждый смог найти для себя что-нибудь интересное.


Второй раз подряд гран-при фестиваля, статуэтка «Древо Познания» уезжает в Австралию. В этом году Рэндалл Вуд взял ее в тандеме с режиссером Майклом О’Нилом за киноленту «Грамматика счастья». В фильме повествуется о необычном индейском племени  Пираха, говорящем на уникальном языке, который не только поставил под сомнение главную лингвистическую доктрину, но и расколол ученых всего мира  на два лагеря.  Люди этого племени  не умеют считать, они не могут сказать, сколько у них детей, но на удивленные взгляды отвечают, что им достаточно знать их имена. У них нет понятий «вчера» и «завтра», они живут здесь и сейчас, не волнуясь о завтрашнем дне. Их мир оказывается настолько притягательным и невероятным, что молодой миссионер Дэниэл Эверетт  отказывается от всего, во что верил и чему сам хотел научить Пираха, вновь и вновь возвращаясь в затерянные леса Амазонии.  Перед зрителем разворачивается самая настоящая драма, оставляющая сильное и яркое впечатление.

Еще никогда научно-популярное кино не было настолько увлекательным и захватывающим. Зрители, приходя в кинотеатр на один фильм, оставались на два, три, четыре следующих за ним, бурно обсуждая увиденное на экране и в нетерпении ожидая следующую киноленту.  Это ли ни успех?!  Безусловно, существует огромное количество проблем, особенно в отечественном научно-популярном кинематографе, главные из которых недостаток финансирования и профессионалов, способных снять качественное кино, а также сложности  с прокатом, но фестиваль существует, кино-таки снимают, а люди с удовольствием приходят и смотрят. А это значит, что у научно-популярного кино есть будущее и ему есть куда развиваться.




Смотерть полную версию фильма можно вот здесь: http://viooz.co/movies/15612-the-grammar-of-happiness-2012.html


Коротко

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK