«ММ» путешествует
На фото – культурный центр Гейдара Алиева в Баку, одно из творений авангардной, абсолютно неповторимой Захи Хадид. В 2004 году она стала первой в истории женщиной-архитектором, награжденной Притцкеровской (аналог Нобелевской) премией. «ММ» побывал в Баку и делится впечатлениями: это правда очень красиво.
Сейчас уже трудно представить, что полвека назад арабский мир был другим. В детстве Заха (она родилась в 1950 году в Багдаде), как и большинство сверстниц, носила короткие платья и косы с бантиками, ходила в школу, где за партами рядом сидели христианки, еврейки и мусульманки. Они жили в мире без войны и чувствовали себя вавилонянками – наследницами страны с 5000-летней культурой.
Уровень преподавания в школе, благодаря усилиям директора, был невероятно высоким. Вместо «высушенных», оторванных от реальной жизни знаний – живое познание окружающего мира и развитие творческого мышления. Иракская девочка, способная к учебе, в итоге могла выбрать для себя любую профессию, даже самую мужскую. А Захе Хадид повезло не только с математическим складом ума и твердостью характера: ее отец был известным политиком с прогрессивными взглядами и успешным промышленником, получившим образование в Великобритании. Мать души не чаяла в сообразительной дочке и учила ее рисовать и считать одновременно. Благодаря родителям творчество для Захи с раннего детства сплеталось в единое целое с наукой. Каждое лето ее семья отправлялась в Лондон, где в программу детских развлечений включались экскурсии, художественные выставки и обожаемый Захой Музей науки в Южном Кенсингтоне.
Но мечта о будущей профессии зародилась в ней на улицах Багдада, где в 60-е годы работало немало успешных архитекторов. День за днем одиннадцатилетняя Заха проходила мимо необычного строящегося здания. В том, как из небытия медленно возникали его очертания и постепенно угадывался замысел всего сооружения, ощущалась магия, и девочка твердо решила стать тем, кто способен творить такие чудеса.
Продолжение статьи в архивном номере «Машины и механизмы» за 2016 год читайте здесь.
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку глазами «ММ»:
В окрестностях центра расположились анималистические скульптуры – улитки. Их несколько. Одна из них, семья красных улиток, «прогуливается» прямо напротив Культурного центра.
Коротко
Кристина Куплинова
-
Круто, но... мне кажется не очень практично... А значит не долговечно.. и дорого.)
-
Ничто не вечно, Александр Иванович. Но ее творения стоят уже давно. Например, Научный центр «Phæno» в Германии радует глаз с 2005 года.
-
-
Так практичнее хрущёвок все равно ничего не придумать!Только и они не особо долговечны. А дом, в котором я сейчас живу, построен, если я не ошибаюсь, в 1890 году. Когда-то в нем размещался штаб жандармов, и, возможно, им здание казалось практичным. Но мне - не особо. )