Формулы на льду
Ключевая величина для любых элементов с вращением – угловая скорость (обозначается греческой буквой «омега» – ω). Она означает, на сколько градусов успел повернуться спортсмен за определенный период времени.
Вращение в пируэте (или опорном вращении: когда спортсмен вращается вокруг своей оси, как флюгер) создается на этапе въезда – толчком ногой или маховым движением свободной ноги и руки. Дальнейшая задача – не потерять скорость. Против ускорения фигуриста работает инертность – способность тела сохранять состояние равномерного прямолинейного движения или покоя. Она напрямую зависит от расстояния между осью вращения и частями тела фигуриста, а также их массы. Проще говоря, победить инертность помогает группировка.
Прыжок состоит из разбега, толчка, полета и приземления.
Вращательное движение создается во время толчка. Фигурист сгибает одну ногу, а другую ногу и руки отводит в положение для маховых движений. Он отталкивается ото льда, почти как баскетболист, забрасывающий мяч в корзину.
Полет состоит из группировки и разгруппировки. При группировке угловая скорость увеличивается, чтобы фигурист мог совершить нужное число оборотов.
Для выполнения прыжков с двумя оборотами и более спортсмену нужна фиксация группировки. Она происходит после прохождения верхней точки элемента. Подобная техника создает у нас впечатление, что фигурист завис в воздухе.
Разгруппировка уменьшает угловую скорость, иначе все может закончиться травмой во время приземления.
Величина амортизационной перегрузки, то есть силы, действующей на тело фигуриста в вертикальном направлении, при приземлении может превышать 100 кг.
У одного и того же элемента (например, акселя) параметры скорости разбега, высоты прыжка и времени полета примерно одинаковы, вне зависимости от того, сколько оборотов делает фигурист.
Коротко
Светлана Камалова