Бумажная страсть: история почтовой марки
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


У почтовой марки есть несколько официальных отцов, но главным ее создателем стал прогресс. В разгар промышленной революции, когда уже появились авторучка, двигатель внутреннего сгорания и даже аналитическая машина (предок компьютера), передовой Англии впору было стыдиться своего почтового ведомства. Это была дорогостоящая и коррумпированная организация, работающая по устаревшим моделям. Она никак не помогала росту свободной торговли, погрязла в цензуре, а простых людей отпугивала сложными тарифами. Сумма зависела от расстояния и объема письма, платить за пересылку приходилось адресату, и люди наловчились передавать самое важное «снаружи» послания: можно было повертеть его в руках, узнать главное и отказаться от получения. Есть версия, что изобретатель Роуленд Хилл однажды стал свидетелем такого трюка и задумался о сути почтовой реформы. До этого Хилл успел организовать образцовый учебный процесс в отдельно взятой школе (без розг, но с научной лабораторией) и помогал грамотной колонизации Южной Австралии. Очевидно, что его привлекали сложные задачи.


Облик первой почтовой марки выбирали из 2700 проектов. Победил лаконичный дизайн: профиль Ее Величества королевы Виктории на черном фоне. Марка по прозвищу «Черный пенни» появилась в продаже 6 мая 1830 года, и ее можно использовать даже сейчас – если она не гашеная, конечно. (Только тариф изменился за почти 180 лет – теперь он составляет шесть пенни, так что придется доплатить.) Опыт Великобритании подхватили другие страны, и к концу XIX века марки выпускались повсюду.
В России первые марки появились 10 декабря 1857 года. Они стоили 10 копеек, и на них изображался государственный герб. Через семь лет произошла реформа, после которой в стране заработала земская почта. В каждом из 162 уездов стали выпускаться свои марки, которые должны были отличаться от государственных, поэтому дизайн их был максимально разнообразным. Марки различались не только рисунками, но и размерами, формой, некоторые имели корешки, которые отрывались при гашении. Такого разнообразия не было больше нигде в мире, и сегодня русские земские марки очень ценятся филателистами.


Но самое интересное и ценное в марках – не материал и не способ изготовления, а их «личная» история. Подтверждением тому служат наиболее дорогие экземпляры. Например, два «Маврикия», розовый и голубой, за которые на аукционах дают по $15 млн. Конечно, они почтенного возраста – выпущены в 1847 году, но ценятся не только поэтому. Во-первых, это первые британские марки, напечатанные в колонии. Во-вторых, на них допущена ошибка. Как это часто бывает, столица распорядилась использовать нововведение, а самого главного – образцов – не прислала. Марки сделали своими силами, с помощью местного гравера, и разве он обязан был догадаться, что написать надо не Post Office, а Post Paid? А потом большая часть этих марок оказалась на конвертах с приглашениями на бал, который устраивался, чтобы замять скандал из-за свежего запрета на использование французского языка в местном суде… Так в одной марке слились проблемы колоний, местечковый конфликт и тонкости светской жизни на острове в Индийском океане в середине XIX века.
ИЛИ ВЗЯТЬ «ГАВАЙСКИХ МИССИОНЕРОВ» – марки, выпущенные на Гавайях в 1850-х годах. Они ценятся из-за низкого качества бумаги: она очень тонкая и ломкая, так что сохранившиеся «миссионеры» дошли до наших дней чудом. Эти марки выпускались номиналом 13, 5 и 2 цента, и последних в мире всего 10, из них только один экземпляр негашеный. И он стоил жизни одному из своих хозяев. Когда Гастона Леру летом 1892 года нашли убитым в его парижской квартире, полиция сломала голову, пытаясь понять мотив преступника. Наконец, один из лучших детективов города обнаружил, что в коллекции Леру не хватает двухцентового «Гавайского миссионера». Детективу пришлось самому вжиться в роль филателиста, чтобы сблизиться с предполагаемым убийцей, и однажды тот сознался-таки в преступлении. Упрямый Леру не хотел продавать раритет ни за какие деньги – пришлось его убить! В 2000-е годы этот злополучный двухцентовик оценивался в $660 тыс.


И КАЖДОМУ ИЗ НАС ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО заняться филателией – в первую очередь ради удовольствия и интереса. Но, как мы сегодня узнали, даже скромный кусочек бумаги может стать любопытным видом инвестирования. Надо только быть готовым надолго заморозить свои средства и, конечно, изучить сферу. Совсем свежий и близкий пример – марки, выпущенные в честь инаугурации нашего президента шесть лет назад. Тираж составлял 400 штук, и стоили марки в 2012 году 75 рублей. Сегодня их цена – четверть миллиона за набор. Стоило подождать несколько лет, правда? И сейчас еще не время торопиться…
Но самое важное в филателии – не растущая стоимость марок и даже не их приключения, а их возрастающая роль в науке. Когда-нибудь филателия вполне может стать научной дисциплиной – ну, хотя бы вспомогательной, а марки – приобрести ту же ценность для ученых, что имеют официальные документы и личные письма, беспристрастные свидетели далеких эпох.
Коротко
Юлия Александрова