я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Испытание STRIDA

Этой весной редакция «ММ», не сговариваясь, почти в полном составе начала «велосипедироваться». Правда, несмотря на растущую популярность велосипедов, Санкт-Петербург пока плохо для них приспособлен, и каждая поездка включает набор ситуаций и фактов, которые всячески делают нас сильнее. Однако недельное тестирование нео- бычных велосипедов Strida показало: стоит только пересесть на другого «коня», как многие задачи оказываются уже решенными. Например…
Испытание STRIDA

УДОБСТВО

Впервые увидев Strida, я сразу обратила внимание на анатомические грипсы – рукоятки на руле. Обычно их делают цилиндрическими, и кисти на таких устают. Анатомические ручки с «наростами» для ладоней можно купить отдельно и поставить на обычный руль, но авторы Strida позволяют этот шаг пропустить – мелочь, а приятно. Конечно, это не единственное удобство их детища, что подтвердило близкое знакомство с моделями Strida LT и Strida SD. Первая – почти копия базовой Strida 5.2: у нее 16-дюймовые колеса и одна скорость. У Strida SD две скорости при таких же колесах, а еще есть Strida SX (одна скорость, колеса 18 дюймов) и Strida Evo (три скорости и 18 дюймов).

КОМПАКТНОСТЬ

Производитель утверждает, что Strida складывается за 10 секунд. С непривычки процесс может растянуться на пару минут, но это совсем не главное. Главное – в сложенном состоянии он спокойно помещается в автобагажнике, в боксе на крыше автомобиля, на полке в кладовке, под кроватью и в других самых непредсказуемых для велосипеда местах. Он гармонично смотрится даже в ванне (надеюсь, мои соседи по коммуналке это не прочтут). С ним можно ездить в метро. Его можно везти, как тележку, и выглядеть при этом свежо и технологично (будьте готовы к тому, что поначалу он будет пытаться свернуть в сторону, как любознательный пес).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Футуристический вид, продиктованный исключительно практичностью, – в этом вы скоро убедитесь – Strida получила вовсе не вчера, а в 1984 году, когда английский инженер и конструктор Марк Сандерс (Mark Sanders) был еще зеленым выпускником школы про-мышленного дизайна и размышлял над дипломным проектом, который впоследствии мог бы перетечь в коммерческий. Первый образец складного велосипеда появился в 1985 м и сразу отхватил свою первую награду (премию имени Джорджетто Джуджаро в категории «Концептуальный велосипед»), а в 1986 м в Глазго необычный продукт поставили на конвейер. Название ему дал девятилетний мальчишка, сын директора завода, и оно оказалось удачной находкой: STRiDA ассоциируется с английским глаголом to stride – «шагать» – и с наречием astride – «верхом», а буква А в конце напоминает вид велосипеда сбоку.

Конструкция на самом деле – проще некуда: три трубы, три шарнира, рама – в виде раскладного треугольника.

НН: Когда мне привезли Strida LT, я напряглась – а где велосипед? У подъезда стояло нечто, сложенное в восемь раз, наподобие карлсоновской «большой тети» в телевизоре, и на первый взгляд напоминавшее уни¬цикл. «Боже! Я и на обычном велосипеде последний раз сидела во времена беззаботного детства. Куда я на этом уеду?» Но оказалось, что «это» превраща¬ется в велосипед одним движением руки, пусть и тре¬бующим некоторой сноровки. На третий день я уже сама легко разъединяла колеса (в сложенном виде они «склеиваются» друг с другом магнитом), сильно удив¬ляя при этом соседа, вытаскивающего свой велик из подъезда, что называется, на собственном горбу. Ослабляешь хомут, складываешь руль, набрасываешь шнурки-петельки на рычаги ручного тормоза, педали складываешь простым нажатием на них – и мой «же¬лезный конь», прихваченный под седлом, помещался в одной руке на манер небольшого чемодана. И никакой возни с дверьми, в которые что-нибудь да не проходит.

ИЗЯЩНОСТЬ

Перемещаясь по людному тротуару на своем кросс-кантри, я чувствую себя слоном в посудной лавке. Причем посуда постоянно перемещается, внезапно меняет направление движения, норовит попасть под ноги и не реагирует на звуковые сигналы. Пересев на «Стриду», вы, конечно, не измените людей, но объезжать их становится проще и приятнее – потому что вы сами оказываетесь более юрким, компактным и больше напоминающим человека на самокате, которого нужно пропустить, чем чемпиона на летающем мотоцикле, который в сложных ситуациях обязан подняться в воздух.

Проблема может возникнуть из-за того, что Strida подкрадывается абсолютно бесшумно. Некоторые пугаются. Но как только вы перестаете крутить педали, велосипед начинает громко жужжать – получается вполне себе звуковой сигнал. (Если быть точнее, жужжит фривил, он же – задняя звездочка.)

БЕЗОПАСНОСТЬ

Невозможно спокойно работать или ходить по магазину, пока велосипед остается на улице за пределами твоей видимости. Неважно, пристегнут он к чему-нибудь амбарной цепью или дорогущим дуговым замком – от покушения вашу машинку гарантированно спасет только личное на ней присутствие.

Strida этой проблемы не создает, поскольку может проследовать за вами везде, включая крошечные кабины советских лифтов и метро в час пик. Доехав, допустим, до работы, вы ее складываете, поднимаетесь с ней в кабинет (вес – 10–11 кг), выслушиваете восторги коллег (дня три придется потерпеть) и размещаете ее в уголке, или под столом, или в шкафу – там, где есть пространство, минимум, 114 х 51 х 23 см – в сложенном положении велосипед имеет именно такие размеры.

ЗАМЕТНОСТЬ

Первое, о чем думаешь, когда решаешь переместиться с людного тротуара на проезжую часть, – насколько ты заметен для автомобилистов. Чтобы привлечь замыленный шоферский глаз, велосипедисты вешают на технику иллюминацию, а на себя – яркие вещи. Strida частично решает эту проблему, поскольку даже вид сзади на ней нестандартен. О внимании пешеходов и говорить нечего. Никогда еще я не слышала вслед возгласов, особенно таких эмоциональных. «О господи!», «Смотри, какой смешной!», «Уиии!» – вот эти были самыми частыми. Один неопрятный пенсионер подошел прицениться: «А скока стоит?» Услышав ответ, доверительно сообщил: «Я лучше украду».

НН: Высокая алюминиевая рама-треугольник действительно экстравагантна. Стридовод должен быть готов к вниманию публики. Мой транспорт обсуждали подростки на улице, на светофоре кто-то смущенно поглядывал, а кто-то беззастенчиво пялился, половина бизнес-центра сбежалась посмотреть и потрогать, когда я приехала на нем на работу. Но итог подвел одинокий ночной велосипедист. Проезжая мимо меня на чем-то безусловно спортивном, он с интонацией знатока отпустил: «Ммм… Strida?» И тут я почувствовала себя настолько крутой, как будто ехала по улице на шестом «айфоне». Непреодолимое очарование узнаваемого бренда.

МАНЕВРЕННОСТЬ

На Strida удерживать равновесие и маневрировать на небольшой скорости немного сложнее, чем на привычном велосипеде, – знатоки говорят, что это следствие небольшой колесной базы в сочетании с нормальной высотой посадки. Но после разгона управление становится увереннее.

НН: Моя первая поездка по двору длилась 15 секунд и закончилась «втыканием» в ближайший бордюр. Сказалось не только «ржавение» детского навыка езды на велосипеде. У Strida гиперчувствительный руль. С таким «без рук» не погоняешь. Сложно отнести это однозначно к минусам или плюсам. С одной стороны, неопытные ездоки, вроде меня, будут испытывать затруднения в контроле над траекторией движения по узким тротуарам и запаркованным обочинам. С другой – не счесть крутых поворотов, в которые Strida позволила мне вписаться, когда по моим испуганным прикидкам падение было неизбежно. Отдельное спасибо – от внезапно выросших на дороге пешеходов, избежавших совместного со мной визита в травматологию именно благодаря этому свойству.

ПРОХОДИМОСТЬ

Лесные окрестности Петербурга на Strida можно изучать, только если по ним проходит велодорожка (роскошь, но они начинают появляться). Попытки съехать на травку получаются непродолжительными, потому что Strida – это все-таки велосипед для ас-фальта или твердого грунта. То и другое должно быть ровным: был момент, когда я, разогнавшись до приличной скорости, не успела объехать маленькую, но гордую ямку и едва не слетела с велосипеда. Из-за отсутствия амортизаторов все неровности дороги ощущаются, но особого дискомфорта не доставляют – наверное, за это нужно благодарить гелевое седло.

Преграду высотой сантиметра в три Strida преодолеет без-болезненно. Казалось бы, невеликое дело для «города по-ребриков» — но, по словам опытных стридоводов, через месяц катания приобретается навык подпрыгивания передним и задним колесом, и невысокие – 12-15 см – бордюры проблем вызывают не больше, чем на обычном велосипеде. При этом со «Стриды» легко спешиться, можно, не слезая, оттолкнуться ногой, как на самокате. А при движении в гору Strida SD вообще ничуть не уступает многоскоростному велосипеду – у нее есть две передачи, и на первой можно, не напрягаясь, проехать по горбатому мосту. И у них удивительный, чисто русский способ переключения – пинком. (Хотя, по словам производителя, система разработана швейцарской фирмой.) Серьезно: бьешь сбоку по левому шатуну – и едешь на первой передаче, бьешь по правому – переходишь на вторую. Переключатель встроен в ведущую звездочку. Да, и о скорости: в технических характеристиках односкоростных моделей говорится о 20 км/ч – так оно и есть.(Комфортная крейсерская скорость для Strida SD - 25 км/ч.) Для города хватает с головой.

ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ

Strida чем-то смахивает на женский велосипед, но на самом деле она толерантна к любым ездокам. Наверное, на ней можно ездить и в юбке, но я не пробовала. Производитель предлагает эксплуатировать Strida при росте 153–193 см. Препятствий для этого, в общем, нет – седло регулируется по высоте (а также в горизонтальной плоскости), но чем ближе вы ко второй цифре, тем ближе к рулю будут ваши коленки. Однако, для «Стриды» продается много аксессуаров, и, в частности, эта проблема решается установкой специального изогнутого руля для высоких велосипедистов. Весить пассажир «Стриды» должен не больше 100 кг (пощадите колеса).

НН: Конструкция рамы такова, что ее верхняя часть находится перед седлом, прямо между ног у ездока. Мотивирует на аккуратное вождение, которое закрепляется на рефлекторном уровне после нескольких «лобовых» столкновений переднего колеса с препятствием или ваших попыток метнуться к рулю, привстав на педалях, – то и другое оборачивается буквальным ударом ниже пояса. Приятного мало.

ПРОЧИЕ ТОНКОСТИ

Цепь. Вместо нее у Strida зубчатый ремень, как у ГРМ. Жесткий, бесшумный – и никакого масла на руках и штанах! И еще одна причина, по которой велосипед можно мыть в ванне.

Дисковые тормоза. Поначалу даже кажется, что у Strida нет тормозного пути: когда нажал, тогда и остановился. При этом тросики не торчат, а спрятаны в трубу рамы и выходят только к тормозу на вилке.

Багажник пригождается, когда велосипед ставишь горизонтально в сложенном состоянии. Но зажима нет, и, чтобы использовать его именно в качестве багажника, груз нужно либо чем-то приматывать, либо покупать специальную сумку.

Изучая достоинства заморских конструкций, мы не забыли об отечественных разработках – например, ярком, надежном и неприхотливом складном велосипеде SHULZ. Спроектированный командой из Санкт-Петербурга, он стоит меньше зарубежных аналогов, а по качеству им ничуть не уступает. Именно поэтому, выбирая велосипед для большого города, стоит задуматься о покупке SHULZ.

www.shulzbikes.ru

Цена Strida с самого начала держится на уровне хорошего горного велосипеда. Дешевле всего А-образные велосипеды можно найти, конечно, в Китае – их там производится около 50 000 в год. И конечно, это в основном не слишком качественные подделки (которые в Китае же и реализуются), но зато они способствуют тому, что «складная концепция» становится все популярнее, вытесняя традиционные велосипеды.

РЕЗЮМЕ «ММ»

Кто бы мог подумать, что эта диковинная штука окажется удобнее привычного велосипеда!

ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОТЕСТИРОВАТЬ STRIDA БЛАГОДАРИМ ВЕЛОЦЕНТР «СКАТПРОКАТ» НА ГОНЧАРНОЙ-7

Журнал

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK