я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Запах, вкус и пара электродов

Утро рабочего дня. Кому-то посчастливится проснуться вовремя без будильника, кого-то ненавязчиво разбудит дорогой человек, а кто-то – я. Будильник прорывается сквозь сон, заставляя содрогаться всем телом, – а это, между прочим, ужасный стресс! И именно для таких ситуаций утонченные французы придумали ароматический будильник.
Запах, вкус и пара электродов

SMS с запахом бекона

Вообще, концепция использования запахов в устройствах не нова, и особенно в сфере развлечений и рекламы. Пробники парфюмерии в журналах, конечно, уже давно никого не удивляют, но показ фильма, который изобилует ароматами, даже сегодня кажется безумной идеей. А ведь еще в 1960 году в Америке пытались запустить проект Smell-O-Vision – во время киносеансов распылять по залу соответствующие сценам запахи. На Бродвейских подмостках духи распыляли уже давно, но Smell-O-Vision предусматривал сложную систему трубочек, которые распространяли запахи непосредственно у кресел зрителей. Причем это производилось централизованно и без участия оператора. Не все шло гладко: трубки шипели, запах был недостаточно ярок для кого-то или появлялся не вовремя. Все эти недостатки не дали Smell-O-Vision развернуться в сетях кинотеатров. Но желание приручить запах с тех пор не убавилось.

Самый надежный способ имитировать запах, которого нет, – это вскрыть черепную коробку и бить током в нужные места. Но все-таки в нашем XXI веке приходится довольствоваться базовыми технологиями – флакончиками с жидкостью. Принципиально нового никто не придумал, и, будь то будильник, сообщающий о наступившем утре запахами пекарни, или шлем виртуальной реальности, в котором ты можешь унюхать запах пороха, – везде принцип одинаковый: один или несколько пузырьков с жидкостью, распылитель и простая автоматика для его активации.

А вариации на тему пахнущих маячков есть. Например, уже упомянутый французский будильник Sensorwake. Проект начался на Kickstarter'е в январе 2016 года, и летом создатели обещают отгрузить первую партию. Пока что набор ароматов для мягкого пробуждения ограничен: мята, свежеиспеченный круассан, шоколад, эспрессо, тропические джунгли и океанская свежесть. Одного флакона должно хватить на месяц работы, а потом придется покупать новый. Конечно, банк запахов будет пополняться.

Японский Scentee предлагает другое применение ароматов. Как насчет запаха жареного бекона при получении СМС? А если запахло розами, значит, звонит мама. (Если чем-то менее приятным, то сотрудник банка.) К сожалению, разные запахи на разные уведомления – это пока фантастика, но выбрать один можно без проблем: в устройство, совместимое со смартфонами на Android и iOS, вставляется капсула с ароматической жидкостью, это устройство подключается к аудиоразъему телефона, и, если происходит назначенное событие, смартфон начинает пахнуть. Не очень практично, но весело. Японцам многое простительно!

Но настоящим наследником Smell-O-Vision является только один продукт. Точнее, два, но выросшие из одного прототипа. Он называется Feelreal и в зависимости от версии может представлять собой маску, совместимую, скажем, с очками Oculus Rift, или целый шлем, где за трехмерное изображение отвечает смартфон, как в Google Cardboard. В Feelreal реализована все та же система со сменными картриджами, но помимо запахов маска может еще вибрировать и создавать иллюзию ветра благодаря встроенным вентиляторам. Набор ароматов, помимо кофейно-дождевой классики, включает настоящие игровые запахи – пожара, пороха, подземки, завода, бренди и жженой резины. А что еще нужно для счастья, играя в постапокалиптический шутер? Правда, отзывы о продукте противоречивые. Среди недостатков отмечают громоздкость, малое количество емкостей для запахов, ну и главный вопрос – целесообразность. Передать всю гамму запахов игровой среды или фильма точно не выйдет, а если и получится, то дышать воздухом подземелья кажется сомнительным удовольствием.

 Язык под напряжением

А вот имитация вкуса уже шагнула за пределы смешивания жидкостей. Конечно, самый дешевый и проверенный вариант – химия, учитывая, что все вкусы уже разобрали на составляющие элементы. Соленое, кислое, сладкое или горькое можно почувствовать, разжевав бесцветную пилюлю, – но это все, опять же, давно известно. А будущее находится сейчас в Сингапуре, в Национальном университете, где ученые создали цифровой леденец. Digital Lollipop представляет собой серебряный электрод, который подает переменный ток различной частоты и силы, стимулируя нервные окончания на языке. Это устройство способно заставить чувствовать все четыре основных вкуса.

Похожими разработками занимаются в Нью-Йоркском университете в Абу-Даби. Правда, формфактор тут другой: не леденец, а ложка, которая может менять вкус пищи. Набор вкусов – четыре основных, они выбираются настройками, а точность воспроизведения колеблется от 40 до 83 % (труднее всего сделать содержимое ложки горьким).

Обе разработки пригодились бы в медицине: например, они могут подсластить еду для больных диабетом или усилить ее вкусовые свойства для людей с болезнью Альцгеймера.

Не менее интересна и обратная задача: создать устройство, которое будет понимать вкус. Учитывая все химические и цифровые разработки последних лет, совсем скоро можно ожидать этакий «цифровой язык», который сможет определить, насколько кислые щи стоят на плите и настоящее ли вино в бокале, – это помимо рациональных задач по контролю качества продуктов в куда больших масштабах.

Интересен тот факт, что обоняние главенствует над вкусом, – люди, которые не видят еду и не могут распознать ее запах, с большой долей вероятности не определят на вкус, что же они такое жуют. Тем не менее, моделирование запаха не получило принципиального развития. Один из главных барьеров, конечно, – «недоступность» наших обонятельных рецепторов по сравнению с языком: пока ученые кладут под язык серебряные электроды, металлических стимуляторов для носа даже не видно на чертежах. Наверное, проще изменить человеческий нос, но это уже задача для других научных групп. 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK