Вода, текущая вверх
Фолкеркское колесо – первый и единственный в мире вращающийся гидролифт. На него возложена нелегкая работа – соединять в одну водную систему, открытую для туристического судоходства, два канала: Форт-энд-Клайд (Forth and Clyde) и Юнион (Union). Проблема заключается в том, что каналы, один из которых берет начало на западе, в Глазго, а другой на востоке, в Эдинбурге, к моменту «встречи» недалеко от городка Фолкерка имеют перепад высот в 35 метров. Гидролифт, однако, решает ее с изяществом – суда общей массой до 600 тонн «берут» эту высоту всего за пять с половиной минут. Не впечатляет? А если добавить, что энергии при этом расходуется полтора киловатта, как на кипячение восьми обыкновенных чайников?

Колесо открывает водный путь через всю Шотландию
оси, – до тех пор, пока верхний и нижний кессоны не поменяются местами. Как вы могли догадаться, емкости имеют подвижные крепления, позволяющие им не переворачиваться в процессе перемещения по кругу. Но этим дело не ограничивается. Вращение кессонов дополнительно синхронизировано с движением центральной оси колеса системой шестерней – по сути такой же, какую можно обнаружить внутри механических часов.
равную собственной массе. Поэтому лопасти колеса всегда уравновешены. Соответственно, движущим конструкцию моторам большую часть времени не нужно ничего поднимать или опускать. Стоит лишь дать импульс – и вышедшая из равновесия система сама начинает вращение. Остальное, как говорится, дело техники. Кстати, именно этот простой принцип, лежащий в основе конструкции Фолкеркского колеса, позволяет ему перемещать суда как поодиночке, так и парами.

Небольшой экскурс в прошлое прояснит ситуацию. На рубеже XVIII и XIX веков, когда
еще не был изобретен паровоз, на водные каналы была возложена миссия соединять запад и восток Шотландии для транспортировки угля, руды и металла. Собственно, каналов прокопали два: в 1790 году – Форт-энд-Клайд, а в 1822 году – Юнион. Проблема перепада высот между водными артериями в то время решалась не так ловко, как сегодня: между ними тянулась цепочка из 11 шлюзов. Общая длина этой цепочки составляла 1,5 километра, а ее прохождение занимало у судов до 9,5 часов.
Возможно, для Британии времен правления Георгов (что само по себе звучит как аналог нашего «при царе Горохе») это было не так уж медленно. Однако к середине XIX века у государственного руля встала королева Виктория: экономика страны зацвела, везде быстренько понастроили железных дорог, и необходимость тащить грузы по воде отпала. До начала ХХ века здесь еще катались пароходы с туристами,
которым, понятно, спешить некуда. Но доходы от туризма не ахти как покрывали затраты на содержание недешевой в эксплуатации системы шлюзов. Так что ее благополучно ликвидировали в 1930 году.
регионального развития, Шотландская сеть предприятий и даже Комиссия Тысячелетия. Генеральным подрядчиком стала компания British Waterways Board – Британское управление водных путей.

и собраны воедино на сталелитейном заводе Butterley Engineering в Дербишире. Более тысячи специалистов тщательно, с точностью до 10 миллиметров подгоняли друг к другу детали огромного сооружения. Летом 2001 года после предварительной сборки колесо было демонтировано, по частям погружено на 35 грузовиков и отправлено в Фолкерк для окончательной установки. Чтобы сварные швы могли с честью выдерживать ежедневную нагрузку от воздействия 600 тонн воды и веса судов, вся конструкция была укреплена 14 000 болтов, каждый из которых, по утверждению инженеров, был «подтянут» вручную.

Действительно, прекрасное место для фотосъемки
Официальное открытие «чуда света» в Фолкерке было сдвинуто на месяц из-за вандалов, которые проникли на строящийся объект и открыли шлюзы кессонов, что вызвало локальное наводнение. Но 24 мая 2002 года колесо началотаки свою работу по подъему и спуску судов – и довольно быстро оправдало ожидания властей и многомиллионные затраты. Фолкеркское колесо в рейтинге достопримечательностей Шотландской земли уже потеснило многострадальное Лохнесское чудовище. Еще бы – на Falkirk Wheel можно поглазеть, повосхищаться, покататься, на его фоне делают великолепные фото. А вот Nessitera rhombopteryx «невооруженным глазом» никто толком и не видел.
Технологии
Владислав Щербак





Не кисло: как выбрать «правильный» кефир
Ловись, рыбка, большая и маленькая: фиш-тур на Дальний Восток
Путешествие во времени за 15 копеек
Голос Термена