я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Удивительное оружие Дэвида Дардика

В 50-е годы ХХ века все бредили космосом. СССР зашвырнул на орбиту искусственный спутник. Американское правительство тужилось в попытках догнать. Трудно сказать, что больше шокировало: что человек отправил в космос творение своих рук или что это сделали русские. По телевизору шли сериалы про космических героев. Фантасты писали, что лет через 20 человечество заселит всю Солнечную систему. Могла ли отстать оружейная индустрия, в которой реализовывались передовые технологии? Никогда! Там тоже бушевал прогресс. Своя фантастика. Свои фантасты.
Удивительное оружие Дэвида Дардика

Талантливый американский инженер Дэвид Дардик в 1950-е решал интересную задачу – создавал оружие, которое будет сочетать в себе преимущества револьверов и самозарядных пистолетов, не обладая их недостатками.

Достоинства револьверов были известны: всеядность к патронам и возможность в случае осечки просто еще раз нажать на спуск (благодаря чему провернувшийся барабан уберет осечный патрон и подставит под ударник новый). Недостатком револьверов была малая емкость барабана: обычно в калибре 9 мм она ограничивалась шестью патронами, дабы диаметр барабана сохранял удобные габариты.

Главным достоинством самозарядных пистолетов являлась большая емкость магазина. Но пистолеты были чувствительны к пороховой навеске патрона, а бегающий взад-вперед затвор, характерный для их конструкции, при определенных обстоятельствах мог травмировать стрелка. Вот если бы удалось скрестить многозарядный магазин самозарядного пистолета с револьвером, получилось бы практически идеальное оружие, – полагал Дардик. 

Однако сделать это технически оказалось не просто. Истории уже были известны револьверы с магазинным питанием – вроде систем «Гарсии-Рейносо» и «Ланстада», которые похоронила сложность их устройства. Конструкция барабана классического револьвера вообще трудно совместима с магазином: револьверный барабан заряжается сзади, патроны же из подпружиненного магазина подаются снизу. После серии экспериментов Дардика осенило: а что если сделать каморы барабана не замкнутыми, а открытыми по диаметру? Дабы магазин просто вталкивал патрон в открытую камору по самой простой и оптимальной траектории. А для вящей точности позиционирования сделать и каморы, и патроны не цилиндрическими в сечении, а… треугольными. Ибо чего мелочиться, когда на дворе без пяти минут космическая эра?

Результатом этой гениальной мысли стал револьвер с трехкаморным барабаном, скрещенным с магазинным питанием. Лучше всего это устройство показывает рисунок из руководства по эксплуатации.

Итак, револьвер Дардика имел постоянный (неотъемный) магазин, который можно было снарядить через специальную дверцу, как вручную, так и с помощью обойм. Из заряженного магазина под действием пружины верхний патрон автоматически попадал в левую нижнюю, открытую камору. При нажатии на спуск барабан проворачивался по часовой стрелке на треть, перемещая эту камору (и находящийся в ней патрон) в верхнее положение, на уровень ствола, и спущенный курок инициировал выстрел. После выстрела гильза патрона оставалась в той же верхней каморе; но при очередном нажатии на спуск эта камора проходила мимо окна для выброса гильз, расположенного справа, в которое стреляная гильза и вываливалась. А при следующем нажатии на спуск эта камора, уже пустая, вновь оказывалась над магазином, куда пружина загоняла очередной патрон.

Дардик так обрадовался этому элегантному техническому решению, что решил осчастливить мир целым семейством своих револьверов. Для этого он тут же создал предприятие под названием «Дардик Корпорейшн» (в США с этим просто) и начал клепать оружие аж в трех вариантах. Первые два – компактный «Дардик 1100» и полноразмерная модель «Дардик 1500» с более емким магазином. А вишенкой на торте была третья модель, «Дардик 2000»: монструозный вариант, который имел в рукояти не один, а целых два отдельных магазина. Они заряжались обоймами с разных сторон револьвера и работали поочередно: сначала патроны подавал правый магазин, а после его опустошения – левый. Схема работы понятна из рисунка.

Цифры 1100, 1500 и 2000 обозначали вместимость патронов – 11, 15 и 20 соответственно. На самом деле «честную» емкость магазинов имела только модель 2000. Магазин модели 1100 вмещал 10 патронов, модели 1500 – 14. Дополнительный патрон в обе можно было зарядить, провернув барабан без выстрела, при этом не дав ему выпасть из экстракционного окна. Для ускорения заряжения использовались одинаковые обоймы емкостью в 10 патронов. Для зарядки модели 2000, таким образом, требовалось четыре обоймы, для модели 1500 – ни то ни се: полторы. 

Детища Дардика имели вполне традиционный револьверный ударно-спусковой механизм двойного действия, который позволял стрелять как самовзводом, так и с предварительным взведением курка. Рамка изготавливалась из алюминия, а необычная гильза треугольной формы – из полиэтилена под названием «фортифлекс». Подчеркивая форму своих патронов, Дардик назвал их «траунд» – это сокращение от английского triangular round, «треугольный патрон». Внутри гильзы размещались металлический капсюль, пороховой заряд и пуля. Вторым вариантом была гильза из алюминия, которая могла развинчиваться для многократной перезарядки патрона, третьим – полиэтиленовая гильза, идентичная по размерам «треугольному патрону», но служившая лишь кожухом-адаптером, в который вставлялся самый обычный патрон .38 калибра. Такой же кожух-адаптер выпускался и для обычных патронов калибра .22LR. Для стрельбы малокалиберным патроном требовалось сменить ствол, но это не составляло проблемы, так как стволы револьверов Дардика специально были устроены быстросменными. Поворотом специального переключателя слева, который менял режим работы ударника, производилось переключение между режимом для стрельбы патронами центрального боя и малокалиберными патронами кольцевого воспламенения.

Эта же функция быстрой смены стволов позволяла поставить, например, на здоровенную модель 2000 короткий ствол от модели 1100, если бы у кого-то возникла такая блажь. Наконец, сняв с револьвера ствол, можно было установить его в специальную «платформу», – с прикладом, длинным стволом и ложей под левую руку, – которая продавалась отдельно. Это превращало револьвер в длинноствольный револьверный карабин. 

Как видим, Дардик постарался учесть все возможные пожелания потенциальных клиентов. У него был суперревольвер с ультрамодерновым патроном. Револьвер этот был в тип-размерах от малыша до здоровенного монстра. Даже самый маленький «дардик» обладал солидным боезапасом в 10 патронов, а уж монструозная модель имела едва ли не рекордную емкость для того времени. Из револьвера можно было стрелять патроном и таким, и сяким, и вот этаким. Наконец, он даже превращался в «плечевое» оружие – модульность в 50-е годы была еще в новинку. Потенциальный клиент охвачен со всех сторон, коммерческий успех практически неминуем!

 В итоге револьверы Дардика на рынке провалились. С треском.

Причин было несколько. Во-первых, стрелки в то время условно делились на два типа: «консерваторы» предпочитали револьверы, а «прогрессоры» – автоматические пистолеты. «Прогрессорам» револьвер Дардика был не нужен, ибо он был револьвер. А «консерваторам» он не сдался, потому что не был классическим револьвером. У модернового чуда, как сказали бы сейчас маркетологи, не оказалось достаточной целевой аудитории.

Имелись и более прикладные недостатки: заряжение было медленнее, чем у самозарядных пистолетов с помощью сменных магазинов. Оружие Дардика не имело надежности револьверов с точки зрения подачи, ведь его барабан был завязан на питание из магазина. Негармоничный внешний вид и так отпугивал клиентов, а Дардик вдобавок использовал не слишком стойкое покрытие, которое облезало с алюминиевого корпуса, отчего оружие быстро приобретало неряшливый вид. Наконец, сам алюминиевый корпус, штампованные детали вроде дверцы для доступа к барабану… Револьвер Дардика был технологичной дешевкой. Американские стрелки 50-х, привыкшие к полированной вороненой стали, не хотели платить за дешевку серьезные деньги. А цена была серьезной, потому что новое оружие под нестандартный боеприпас, выпущенное малой партией, дешевым не бывает по определению. При этом револьвер демонстрировал отнюдь не выдающуюся точность стрельбы (причиной чему, возможно, стала хилость рамки и быстросменный ствол). Ну и последнее – нераспространенный патрон. Все это в совокупности и погубило «суперревольвер». 

Выпускался револьвер Дардика аж четыре года – с 1958-го по 1962-й. В 1961-м Дардик попытался просунуть его в американскую армию. Но там после испытаний тоже никто не смог сказать, зачем такое нужно.

Самой массовой из трех образцов оказалась модель 1500. 1100 была выпущена значительно меньшей партией. А ужасающая модель 2000, похоже, и вовсе существовала в единичных экземплярах. Сейчас револьвер Дардика – коллекционная редкость. Есть в нем и какое-то своеобразное очарование. Нелепый, остроумный, необычный. 

Самое интересное, что в идее Дардика был определенный потенциал. Примерно в 1963 году, уже провалив револьверный бизнес, Дардик работал на компанию Harrington & Richardson, которая подрядилась контрактором армии США создавать перспективную винтовку по программе SPIW («Индивидуальное оружие для специальных целей»).

Целью программы было создание винтовки, которая одновременно выбрасывала бы в цель пучок стреловидных пуль. Одновременный залп должен был отправить все элементы с техническим разлетом еще до того момента, как на стреляющего воздействует отдача. Разброс стрелок должен был быть таким, чтобы, с одной стороны, компенсировать погрешности в прицеливании (по принципу «хоть одна да попадет»), а с другой – позволять поражать цели на расстоянии до 600 м.

Пока конкуренты из других компаний размышляли, как пропихнуть группу стрелок по одному стволу – так, чтобы они не мешали друг другу, у Дардика сотоварищи возникла гениальная мысль: зачем делать в треугольном патроне одну пулю, когда сама форма подсказывает, что в треугольнике оптимально размещаются три! Так появился патрон 5,6 × 57 мм, где в одной гильзе было сразу три пули. 

Естественно, он получил название «Триплекс Траунд», то есть «тройной треугольный патрон». В конкурсной винтовке «Харингтон-Ричардсон» под этот патрон использовался все тот же принцип револьверного барабана с магазином. Только цикл перезарядки происходил уже за счет энергии пороховых газов. Винтовка получила сразу три ствола, что исключало негативные последствия от сталкивания стрелок. Казалось, успех был близок. Однако все было не так просто. Даже при наличии разных стволов в момент вылета стрелок на них все равно оказывали поперечное давление идущие за ними пороховые газы и потоки турбулентного воздуха. Грубо говоря, вылетающие из ствола газы и расходящийся от стрелок уплотненный воздух сбивали их с курса, из-за чего на больших дистанциях прототип демонстрировал кучность даже худшую, чем обычная винтовка, стреляющая одиночными. 

Проблему попытался решить Дэвид Хоуторн. Он рассудил, что раз одновременный вылет сбивает стрелки с курса, то нужно разнести время их вылета. Другими словами, Хоуторн хотел превратить залповую винтовку, выплевывающую несколько патронов одновременно, в винтовку, стреляющую сверхбыстрой очередью. Для этого он зарегистрировал патент на усовершенствованный треугольный патрон. В нем по-прежнему размещалось три пули. Но теперь к ним от капсюля шли отдельные запальные шнуры с разным временем горения. Это, естественно, увеличило цену патрона и усложнило конструкцию. К тому же его изготовление требовало запредельной точности, потому что любой малейший рассинхрон в работе шнуров приводил к одновременному вылету стрелок. Военным такой патрон не понравился.

Самому Дардику позднее пришла в голову иная идея, на которую он также получил патент: не будем усложнять патрон, лучше сделаем все три ствола на винтовке регулируемыми! Дабы изменением углового положения стволов при пристрелке скомпенсировать сбой пуль при вылете.

Идея была богатая. Но винтовка с регулируемым углом стволов уже не могла похвастать основным достоинством револьвера Дардика – простотой. И то ли сказались эти самые стволы… То ли Дардик чего-то не додумал в конструкции… То ли фирма Harrington & Richardson всегда была продавцом дешевенького оружия… Но винтовка, построенная по принципиально простой – а значит, надежной – схеме, была снята с конкурса из-за ненадежной работы автоматики.

Впрочем, и сам конкурс зашел в тупик и был закрыт без победителя. Наверное, Дардика это немного утешало.

Думаете, история на этом заканчивается? Дудки. Были еще попытки разных фирм создать на принципе Дардика многоствольные пулеметы по программе HIVAMP, «Скорострельный противоракетный пулемет», – в частности, для того, чтобы защищать бомбардировщики Б-52 от ракет. Излишнее рассеивание пуль здесь не мешало, так как стрельба из высотного бомбардировщика обычно ведется в разреженных слоях атмосферы. На многоствольном прототипе удалось добиться скорострельности в 25 тысяч выстрелов в минуту, и по расчетам можно было довести ее до 55 тысяч. Но то ли военные усомнились в способности борт-стрелка вовремя среагировать на зенитную ракету… То ли возник вопрос, где хранить боезапас к сверхпрожорливому пулемету, и на сколько нажатий на спуск этого запаса хватит… Но эту программу тоже прикрыли. 

Такая вот судьба. Талантливый инженер, нестандартная идея, а результат – невостребованные прототипы, о которых теперь помнят немногие энтузиасты.

И все же – отдадим должное смелому проекту. 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK