Ученые создали легкий и прочный радиатор для охлаждения батарей электротранспорта
![Ученые создали легкий и прочный радиатор для охлаждения батарей электротранспорта](/upload/resize_cache/iblock/1e1/658_9999_1/1e1761d4f3f5d691c016ff8395b0516f.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/1e1/600_400_1/1e1761d4f3f5d691c016ff8395b0516f.jpg)
«Развитие индустрии электротранспорта стимулирует поиск новых решений в области создания аккумуляторных батарей. К ним предъявляются требования по энергоемкости, массе и габаритам, безопасности. И с каждым годом требования эти ужесточаются. Выполнения данных требований можно достичь только внедрением новых технологий производства. К примеру, не самой заметной, но важной частью такой батареи является система охлаждения – это радиатор, который должен быть компактным, легким и при этом прочным. Для создания такого радиатора мы использовали алюминиевые сплавы, а также применили технологию сварки трением с перемешиванием», – сообщает Фёдор Исупов, инженер Лаборатории легких материалов и конструкций СПбПУ.
Ученый пояснил, что материал был выбран в качестве основы для радиатора из-за легкости и прочности. Однако создание системы охлаждения из алюминия с применением обычных методов (например, дуговой сварки) привело бы к тому, что радиатор не смог соответствовать предъявляемым к нему требованиям (в частности, по габаритам).
![fc2bc3670b4aa94deb399691a084bb48.jpg fc2bc3670b4aa94deb399691a084bb48.jpg](/upload/medialibrary/839/8395d0d8699604add001dd56ce2e5fda.jpg)
«Используя традиционные методы соединения, возникает проблема не только с тем, что мы не сможем добиться нужной компактности. Дело в том, что сварка применяемых нами для создания радиатора разнородных алюминиевых сплавов затруднительна. Шов в месте соединения листов будет очень непрочным. Сварка трением с перемешиванием позволяет избежать возникновения дефектов, присущих сварке плавлением, а также ускоряет и удешевляет процесс. Кроме того, она дает возможность получать более прочные соединения внахлест. Они прочнее швов, сделанных обычной сваркой», – отметил ученый.
По словам Фёдора Исупова, сегодня в России использование сварки различных материалов трением с перемешиванием находит все больше применения, активно внедряется в производство по всему миру: например, при строительстве вагонов поездов и трамваев, в авиационной и космической отрасли или при создании бытовой техники, например, при производстве мониторов Apple.
Технологии
СПбПУ