мы можем создать новую экономику
Мыслить будущим
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Все записи
текст

Ученые создали легкий и прочный радиатор для охлаждения батарей электротранспорта

Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) с помощью технологии сварки трением с перемешиванием создали прочный и компактный радиатор для литий-ионных батарей, которые в будущем могут быть использованы для питания электротранспорта.
Ученые создали легкий и прочный радиатор для охлаждения батарей электротранспорта
Фото: СПбПУ
Такой радиатор обладает несколькими функциями. Во-первых, он играет роль дна и основания батареи. Во-вторых, он используется не только для охлаждения аккумулятора, но и при отрицательных температурах через него подается тепло для подогрева батарей, для регулирования этого процесса разработана специальная система управления. Ученые Петербургского Политеха изготовили первый образец радиатора, а в ближайшее время планируют испытания данной системы охлаждения.
«Развитие индустрии электротранспорта стимулирует поиск новых решений в области создания аккумуляторных батарей. К ним предъявляются требования по энергоемкости, массе и габаритам, безопасности. И с каждым годом требования эти ужесточаются. Выполнения данных требований можно достичь только внедрением новых технологий производства. К примеру, не самой заметной, но важной частью такой батареи является система охлаждения – это радиатор, который должен быть компактным, легким и при этом прочным. Для создания такого радиатора мы использовали алюминиевые сплавы, а также применили технологию сварки трением с перемешиванием», – сообщает Фёдор Исупов, инженер Лаборатории легких материалов и конструкций СПбПУ.

Ученый пояснил, что материал был выбран в качестве основы для радиатора из-за легкости и прочности. Однако создание системы охлаждения из алюминия с применением обычных методов (например, дуговой сварки) привело бы к тому, что радиатор не смог соответствовать предъявляемым к нему требованиям (в частности, по габаритам).

fc2bc3670b4aa94deb399691a084bb48.jpgРадиатор для литий-ионных батарей
«Используя традиционные методы соединения, возникает проблема не только с тем, что мы не сможем добиться нужной компактности. Дело в том, что сварка применяемых нами для создания радиатора разнородных алюминиевых сплавов затруднительна. Шов в месте соединения листов будет очень непрочным. Сварка трением с перемешиванием позволяет избежать возникновения дефектов, присущих сварке плавлением, а также ускоряет и удешевляет процесс. Кроме того, она дает возможность получать более прочные соединения внахлест. Они прочнее швов, сделанных обычной сваркой», – отметил ученый.

По словам Фёдора Исупова, сегодня в России использование сварки различных материалов трением с перемешиванием находит все больше применения, активно внедряется в производство по всему миру: например, при строительстве вагонов поездов и трамваев, в авиационной и космической отрасли или при создании бытовой техники, например, при производстве мониторов Apple.



Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK