я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Померимся силами

Россия сегодня находится на пути к формированию весьма современного воздушного флота. Наши воздушно-космические силы занимают вторую строчку в мире по своему потенциалу, сильно уступая лишь ВВС США. Над чем стоит поработать, чтобы сократить отрыв?
Померимся силами
ИСТРЕБИТЕЛИ ВКС
Современный истребитель – не узкоспециализированная машина, как раньше. Сейчас это многофункциональный боевой комплекс, несущий широкий спектр вооружений. Сюда входят ракеты класса «воздух-воздух», управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», корректируемые бомбы, системы радиоэлектронной борьбы и др. Так что оценку потенциала российской боевой авиации будет разумно начать с истребителей.
ИСТРЕБИТЕЛИ ВКС РФ:
  • Су-35С – 40
  • Су-30СМ – 39
  • Су-30/Су-30М2 – 20
  • Су-27СМ – 80
  • Су-27/Су-27УБ – около 250
  • МиГ-29 (все модификации) – около 200
  • МиГ-31 (все модификации) – около 150
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБРАНА не случайно. Формально у ВКС есть сотни самолетов Су-27 и МиГ-29, но все это очень старые машины. Ресурс их подходит к концу. Часть из них прошли модернизацию до Су-27СМ, но принципиально новых возможностей не получили. На них, например, оставили старую бортовую радиолокационную станцию (БРЛС). Спектр применяемых вооружений тоже не сильно изменился. Самолеты МиГ-29, за исключением 28 единиц МиГ-29СМТ новой постройки, очень старые и почти не модернизировались. Многие из них сейчас буквально дышат на ладан.
В наши дни костяк истребительной авиации ВКС составляют машины Су-35С и Су-30СМ новой постройки, созданные на базе Су-27. Оба этих самолета имеют БРЛС с ПФАР (Пассивная фазированная антенная решетка) и, в целом, вполне соответствуют требованиям XXI века. Истребители США и ряда других стран НАТО, правда, имеют более продвинутую электронику – их новые машины оснащены БРЛС с АФАР (Активная фазированная антенная решетка). Последняя, кроме прочего, отличается большей надежностью. При этом новые истребители РФ пока выглядят лучше китайских и некоторых европейских аналогов.
ВЫЗЫВАЮТ НЕДОУМЕНИЕ устаревшие ракеты Р-27Р/ЭР средней дальности класса «воздух-воздух». Именно с этим вооружением вылетают на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков российские «сушки». Р-27Р разработана в 1970-е и имеет полуактивную радиолокационную головку самонаведения. Цель для ракеты нужно подсвечивать бортовой радиолокационной станцией до момента ее поражения, что осложняет совершение маневра самолетом-носителем. Современные ракеты «воздух-воздух» средней дальности (как, например, американская AIM-120) имеют активную радиолокационную головку самонаведения и действуют по принципу «пустил-забыл». Ракета наводится на цель сама на конечном участке полета. Добавим, что США имеют в своем распоряжении истребители пятого поколения, так что истребителям ВКС позарез нужны новые ракеты, такие как РВВ-АЕ/РВВ-СД. Еще один минус российских машин – отсутствие подвесных прицельных контейнеров, позволяющих эффективно выявлять наземные цели и поражать их управляемым вооружением. Так что спектр оружия класса «воздух-земля» у самолетов-истребителей ВКС пока ограничен.

ОТДЕЛЬНО ПОГОВОРИМ О МИГ-31. Это уникальный самолет-перехватчик, оптимизированный для поражений бомбардировщиков и крылатых ракет врага. Часть МиГ-31 проходят модернизацию до уровня МиГ-31БМ, однако самолет даже в новой ипостаси остается узкоспециализированным. Он хорошо подходит для поражения маломаневренных целей, но не может на равных бороться с истребителями. Причиной является ракета Р-33, которой оснащен самолет. Она имеет ограничения по перегрузке цели 4g. А ведь современный истребитель может маневрировать с гораздо большей перегрузкой, достигающей 9g. К тому же МиГ-31 неповоротлив, что не увеличивает его шансы в ближнем воздушном бою. Самолет МиГ-31БМ должен получить усовершенствованную ракету Р-37, при этом на строевых машинах мы ее пока не видим.

ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Такие самолеты постепенно «вымирают», а их место занимают многоцелевые машины. Это логично: современный истребитель может успешно наносить удары по земным целям, а кроме того, способен постоять за себя в воздухе. США свои тактические бомбардировщики F-111 сняли с вооружения еще в 1998 году, а его российский аналог продолжает летать.
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ ВКС РФ:
  • Су-34 – 80
  • Су-24 (все модификации) – 121
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК с крылом изменяемой стреловидности Су-24 далеко не нов: машину начали эксплуатировать еще в далеком 1975-м. Часть самолетов Су-24М ВКС РФ оснастили комплексом «Гефест», увеличивающим точность поражения целей свободнопадающими бомбами. А еще бомбардировщик имеет лазерно-телевизионную станцию «Кайра-24», что позволяет летчикам выявлять цели и наводить на них высокоточное оружие.
Идейный последователь Су-24 – новый истребитель-бомбардировщик Су-34. В свое время именно с него началось перевооружение ВВС РФ: первые партии были поставлены в 2008–2009 годах. Концептуально Су-34 – более совершенный аналог Су-24 и может выполнять те же задачи, что и Су-24М. Вдобавок он способен нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности и, в теории, применим в воздушном бою. Одна из особенностей самолета – более совершенная (в сравнении с «Кайрой») лазерная телевизионная прицельная система «Платан». В обычном состоянии она спрятана в фюзеляж и выдвигается для поиска и распознавания целей при включении. С ее помощью можно наводить управляемое вооружение: бомбы и ракеты.
ГЛАВНАЯ ИНТРИГА последних месяцев – применение самолетами Су-34 бомб со спутниковым наведением КАБ-500С. Раньше такого оружия вообще не видели на строевых машинах России (разве что на выставках). Эта бомба использует ГЛОНАСС и поражает цели с известными координатами. Американским аналогом с некоторыми оговорками можно считать боеприпасы со спутниковым наведением JDAM. Дальность их применения, правда, заметно выше: если КАБ-500С может пролететь после отделения от самолета-носителя 6–8 км, то американские JDAM преодолевают до 28 км. Заокеанская мини-бомба со спутниковым наведением GBU-39 и вовсе пролетает больше 100 км.
Этот показатель очень важен, ведь хорошая дальность полета бомбы позволяет самолету действовать вне зоны поражения большинства вражеских зенитных систем. В целом, применение КАБ-500С – значительный шаг вперед для нашей страны. До сих пор в локальных конфликтах она использовала почти исключительно обычные неуправляемые бомбы и ракеты. Еще одна особенность арсенала ВКС – большой калибр боеприпасов. Так, например, боевые самолеты используют корректируемые бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг, которые не только наносят большой урон противнику, но и увеличивают риск гибели мирных граждан.
РБК-500 СПБЭ-Д – весьма современная разовая бомбовая кассета калибра 500 кг. Ее «фишка» – в самоприцеливающихся боевых элементах, всего их 15. После сброса боеприпаса они отделяются и спускаются на парашютах. Каждый элемент оснащен инфракрасной системой наведения, выявляющей вражескую технику и наводящей на нее поражающее ударное ядро. Последнее с огромной скоростью врезается в плохо защищенную крышу танков, БМП и бронетранспортеров. Так что одна РБК-500 СПБЭ-Д выводит из строя сразу несколько боевых машин, а массовый сброс кассет разом уничтожает целое подразделение. Зарубежный аналог называется CBU-97 Sensor Fuzed Weapon: он активно используется с конца 1990-х.
Применяют российские фронтовые бомбардировщики и ракеты «воздух-поверхность», например Х-25МЛ. Это довольно старая ракета с полуактивной лазерной ГСН (головка самонаведения) и дальностью полета до 10 км. По современным меркам – мало, да и система наведения ракеты несовершенна. Речь, в частности, о лазерном луче, чувствительном к дымке и пыли. А еще до момента поражения необходима лазерная подсветка цели: в это время самолет-носитель не может совершать резких маневров (во всяком случае, если он сам выступает в роли целеуказателя). В арсенале ВКС есть еще одна похожая ракета с лазерной системой самонаведения – Х-29Л. Ее носителем также может быть Су-34 или Су-24М. Это уже солиднее: если боевая часть Х-25МЛ весит 90 кг, то у Х-29Л – 317 кг. Такой боеприпас может использоваться для поражения крупных стационарных объектов, например, складов или штабов. Несмотря на то что обе ракеты относятся к управляемому вооружению, современными их не назовешь. Недостатки Х-29Л схожи с вышеупомянутыми у Х-25МЛ. Такое оружие было вполне приемлемым для 1980-х, но не сегодня.    
Самолет-штурмовик на вооружении российских ВКС только один – Су-25 (эксплуатируется около 200 машин). Это настоящая «рабочая лошадка»: самолет активно использовался в Афганистане, Грузии и Чечне. Часть машин модернизируется до уровня Су-25СМ. Модификация имеет обновленную авионику и многофункциональный дисплей в кабине пилота, но в целом перед нами тот же штурмовик, что и 20 лет назад. В нем нет новых прицельных систем, таких как подвесные контейнеры Sniper Advanced Targeting Pod, которые используются «продвинутыми» американскими штурмовиками A-10. Летчик Су-25 видит цель и поражает ее по преимуществу неуправляемым оружием класса «воздух-поверхность». Это могут быть фугасные авиационные бомбы (ФАБ) или неуправляемые ракеты (НАРы). Такое оружие нельзя назвать современным, но в контексте антипартизанской войны его вполне можно применять. Су-25 также могут оснащаться ракетами Х-25МЛ. В целом Су-25 – это дешевая и неприхотливая машина, давно доказавшая свой потенциал. Плюсы самолета – основа его минусов. Дешевизна Су-25 во многом обусловлена отсутствием современных прицельных средств и новых комплексов бортовой обороны. Поэтому Су-25 российских ВВС несли большие потери в Грузии, а на Донбассе были сбиты, по меньшей мере, три таких самолета украинских ВВС.

ДАЛЬНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
В наследство от СССР России достался большой парк дальних и стратегических бомбардировщиков. Раньше они предназначались для нанесения ударов ядерным оружием по особо важным объектам противника, а сейчас взяли на себя тактические функции. Конечно, огромный бомбардировщик дорог в эксплуатации, но за один вылет он берет большое количество боеприпасов. В некоторых случаях такой подход выгоден.

Дальние и стратегические бомбардировщики ВКС РФ:
  • Ту-160/Ту-160М – 16
  • Ту-95МС/Ту-95МСМ – 36
  • Ту-22М (все модификации) – 41
ТУ-160 – СВЕРХЗВУКОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК с турбореактивными двигателями, а Ту-95 – это дозвуковой винтовой самолет. Между тем, спектр их возможностей вполне сопоставим (во всяком случае, если говорить о тактических задачах). Сейчас эти самолеты могут использовать новейшие высокоточные крылатые ракеты Х-555 и Х-101. Последняя – самая совершенная, ее дальность достигает 5500 км, а круговое вероятное отклонение при этом не превышает 5 м. Самолет Ту-160 способен нести 12 таких ракет на внутренней подвеске, а Ту-95 берет на борт до восьми ракет на внешних держателях. Оба бомбардировщика, кстати, могут применять ядерное оружие.
Некогда грозный «убийца авианосцев» Ту-22М стал в последние годы борцом с терроризмом (и не только). На самолет подвешивают обычные свободнопадающие бомбы, после чего он «разгружается» над территорией врага. Часть таких машин получила комплексы СВП-24-22, позволяющие повысить точность бомбометания. В будущем, очевидно, новые модификации Ту-22М смогут нести более совершенные управляемые бомбы и ракеты. Вообще российские бомбардировщики пошли по пути их заокеанских собратьев. Ту-160 и Ту-95 – это отечественные B-52 и B-1B. Они могут эксплуатироваться еще не одно десятилетие, а в качестве главных целей будут выступать хорошо укрепленные базы боевиков.

УДАРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ
Умение уничтожать бронетехнику и оказывать огневую поддержку сражающимся наземным войскам – главная задача вертолетов. Так что Россия активно перевооружает их парк: за последние годы ВКС получили десятки новых винтокрылых машин Ми-28Н и Ка-52.
УДАРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ВКС РФ:
  • Ми-28Н – 95
  • Ка-52 – 79
  • Ми-35 – 73
  • Ми-24 (все модификации) – 620
МНОГО МИ-24? Просто большая часть из них уже давно не может выполнять своих прямых задач. Постепенно они будут заменены на Ка-52 и Ми-28. Первый – типичный представитель «камовской» школы с соосными несущими винтами, а второй – отечественный аналог AH-64 Apache с одним несущим и одним рулевым винтом.

Это мощные и совершенные машины. При этом пока они проигрывают по своим возможностям западным Apache. Дело в бортовой электронике и вооружении. Американские вертолеты имеют надвтулочную РЛС кругового обзора миллиметрового диапазона, а еще ракеты Hellfire с активным радиолокационным наведением. Все это позволяет выявлять и поражать цели ракетами Hellfire по принципу «выстрелил-забыл» и без их визуального обнаружения. Само собой, данное решение уменьшает риск для машины и ее экипажа. На отечественных ударных вертолетах, в отличие от AH-64D, этот принцип так и не реализовали. Оператор должен выявлять цель визуально, а затем удерживать ее в прицеле до момента поражения противотанковой ракетой «Штурм-В» или «Атака-В». Резко маневрировать такой вертолет, само собой, не может. Поэтому и Ка-52, и Ми-28Н пока сложно поставить в один ряд с Apache, хотя работы в области усовершенствования отечественных машин продолжаются.
ВСЕ ЭТО – ТОЛЬКО ЧАСТЬ нашего воздушно-космического арсенала: в него входят и самолеты радиообнаружения и наведения, самолеты-заправщики, разведчики, многоцелевые вертолеты и др. Среди позитивных моментов в ВКС последних лет – насыщение новым оружием и техникой и увеличение налета. Из минусов – ненужная разунификация: на вооружении много моделей, выполняющих похожие задачи. Возможно, техника ВКС будет более систематизированной после закупки большого числа истребителей пятого поколения. Последние, как известно, должны сменить почти все истребители ВКС РФ.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    13:41   /  01 октября 2017
    развернуть
    Борис Акулин
         Еще один пример милитаризации страны. Цитата "Наши воздушно-космические силы занимают вторую строчку в мире по своему потенциалу, сильно уступая лишь ВВС США. Над чем стоит поработать, чтобы сократить отрыв?" 
         Опять мой любимый вопрос - А ЗАЧЕМ? Приведенные в статье типы летательных аппаратов и их вооружения в большой степени имеют характеристики наступательного оружия. К какой войне, когда и с кем, а главное - зачем теперь готовимся? Буду признателен за ответ (только не в стиле "Программы время").

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK