я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Игры с разумом

Благодаря «важнейшему для нас искусству кино» человекоподобные роботы выглядят как достижения недалекого будущего. В реальности же до создания «синтетических людей» и юридического оформления знаменитых законов робототехники, сформулированных Айзеком Азимовым, не очень близко. Но дорогу осилит идущий! Ученые и инженеры рьяно пытаются уподобиться Создателю, и, надо признать, их творения часто вызывают восторг.
Игры с разумом
     Сегодня в создании роботов чаще всего преуспевает тот, кто не зациклен на антропоморфности и руководствуется прежде всего технологическим прагматизмом. Доказательство – успех космических миссий последних десятилетий: советские «Луноходы», миссии «Викингов» и «Вояджеров», экспедиция «Кассини-Гюйгенс», японский охотник за кометами «Хаябуса», наконец, семейство марсоходов NASA. Разглядеть в этих «ежах» с торчащими во все стороны антеннами и солнечными батареями каноны античной красоты сложно. 
Промышленный робот, сваривающий автомобильные корпуса, тоже не нуждается в «органических» компонентах типа гладкой бархатной кожи, пушистых ресниц или длинных шелковистых волос. 

Все, что ему нужно – тяжелая станина, надежная «рука»-манипулятор с достаточным числом степеней свободы, стабильное электропитание для сервомоторов и отлаженный узел контактной электросварки. Даже излишняя «сообразительность», так пугающая футуристов и позволяющая самостоятельно и адекватно реагировать на нештатные изменения производственного процесса, здесь неуместна – для этого есть мыслящий, хочется надеяться, инженерно-технический персонал из немногочисленных квалифицированных «гуманоидов».

И все же сильна гордыня человеческая, подкрепленная адекватным образованием и внятными этическими нормативами! Так хочется уподобиться Творцу и силой разума создать подобие себя! Не путайте с традиционным решением демографической проблемы. Выдающийся изобретатель и механик Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson) в далеком 1738 году построил замечательную машину – механического флейтиста. Он мог играть 12 пьес, причем совершенно честно, без фокусов вроде спрятанной внутри пианолы-«шарманки». Внутри флейтиста был помещен оригинальный механизм из пружин и мехов, позволявший ему согласованно выдувать воздух и совершать нужные движения пальцами. Уникальным можно считать не только устройство машины, но и сам выбор человеческого образа в качестве прототипа, в отличие от весьма популярных тогда заводных птичек и зверушек.

Эстафету де Вокансона подхватили швейцарские механики Пьер и Анри Дро (Pierre Droz, Henri Droz), отец и сын. Кстати, по одной из забавных версий имя Анри Дро и стало источником появления самого слова «андроид». В действительности же это просто теософский термин, придуманный немецким теологом Альбертом Кельнским аж в XIII веке и образованный от греческого andr – человек, мужчина и суффикса -eides, означающего подобие, схожесть. Альпийские кудесники с большим искусством и выдумкой мастерили человекоподобные устройства, способные выполнять разнообразные действия: например, «писца», который мог ачертать любой текст до полусотни букв, «музыкантшу», неплохо справлявшуюся с комнатным органом-фисгармонией. Эта кукла, ударяя пальцами по клавишам, могла последовательно исполнить десяток коротких пьес, при этом вертя головой и следя глазами за положением рук. Впрочем, серьезного значения эти механизмы не имели – так, всего лишь забавные безделушки. 

Долгие-долгие годы роботы были объектом интереса одних лишь писателей-фантастов, а инженерам и ученым хватало других забот. Все изменилось во второй половине прошлого века, когда обычным стало массовое производство потребительских товаров самого разного назначения. Никого уже не удивляли миллионные «тиражи» бытовой техники и электроники, и крупные производители сочли выгодным максимально автоматизировать технологические процессы.  

Но палка-то о двух концах! С одной стороны, узкоспециализированные механизмы вроде роботов, разливающих пиво по бутылкам, способны обеспечить максимальную производительность, но с другой – они крайне негибки. При частой смене модельного ряда продукции, даже при незначительных изменениях технологии производства их приходится либо полностью заменять, либо долго и мучительно перенастраивать. Следовательно, большими шансами на «выживание» обладают универсальные агрегаты, работающие под управлением сложных программных комплексов, деятельность которых порой неотличима от человеческой. По идее, следующей ступенью развития такой техники должно стать программирование интеллекта. Этот подход в терминологии специалистов получил название «сверху вниз». И, коль уж все болезни идут от головы, такие машины обязательно должны стать человекоподобными. Своего рода технократическая пародия на эволюцию! А где больше всего увлекаются всякими техническими игрушками? Правильно, в Японии. 

Страна восходящего солнца – бесспорный лидер в разработках андроидной робототехники, и, судя по всему, останется им еще долго. Причина проста: во многих странах к такого рода занятиям относятся примерно как к неказистым поделкам юных посетителей квартального кружка «Умелые руки», думая, что а) у инженеров-«андроидистов» слишком много свободного времени и им просто нечего делать или б) пусть молодежь тренируется, отрабатывает технические навыки. 

Иначе обстоит дело в японских корпорациях. Как-то сложилось, что создание фирменного андроида стало «обязаловкой» для любой уважающей себя компании. Взять, например, Sony, на счету которой столько технологических революций, что хватит на десяток «Эпплов»: транзисторные приемники, компакт-диск, кинескоп Trinitron, кассетные плееры... И вот он – Sony QRIO (Quest for cuRIOsity, дословно – «поиски любопытства»), последний из семейства SDR (Sony Dream Robot)! И это не очередная модель телевизора или видеокамеры, а самый что ни на есть настоящий робот с прекрасно функционирующим электронным «вестибулярным» аппаратом. Робот уверенно передвигается на своих двоих по неровным поверхностям, и даже исполняет традиционные японские танцы с веером. Более того, он балансирует на колеблющихся опорах, и эту особенность маркетологи фирмы использовали в рекламе, представив его в виде скейтбордиста. 

Одна из сильных сторон «интеллекта» робота Sony – блок обработки трехмерного изображения, позволяющий выбирать стратегию передвижения в зависимости от характера препятствий. Визуальная информация поступает от бинокулярных видеокамер-«глаз», матрицы которых сравнимы с применяемыми в обычных цифровых камерах среднего класса. Другое дело – алгоритмы обработки изображения: они «заточены» под определение контуров объектов и расстояния до них простыми методами триангуляции (построения сети смежно расположенных треугольников – прим. ред.), а не обеспечение точной цветопередачи и широкого динамического диапазона. «Зрение» робота позволяет, кроме штурманских функций, еще и узнавать десяток-другой людей по чертам лица, в том числе и в толпе. «Увидев» знакомого, робот «радуется», меняя цвет глаз, подсвеченных светодиодами. 

Что за изделие Sony без сильной акустической подсистемы, даже если это и робот? У QRIO целых семь микрофонов и генератор речи со словарем на 60 тысяч слов. Теоретически этот андроид способен ориентироваться по источнику звука и распознавать голоса разных людей, однако встроенные функции распознавания речи у робота довольно слабы, и разработчики предпочли удаленное решение: оцифрованный речевой сигнал перенаправляется по wi-fi на рабочую станцию для более тщательного анализа и распознавания при помощи специальных словарей. И это еще не все: QRIO может весьма оживленно жестикулировать! Он способен выражать «эмоции» движениями головы (имеющей четыре степени свободы), рук и даже пальцев, подобно темпераментному итальянцу или испанцу. 

Однако повторить относительный коммерческий успех электронной «собачки» AIBO «скейтбордисту» не удалось. Даже продвинутые японцы с их любовью ко всяким новомодным электронным гаджетам посчитали 60-сантиметрового «тамагочи» слишком дорогой игрушкой – каждый по цене сопоставим с неплохим автомобилем среднего класса. Сегодня линии SDR и AIBO закрыты.

У ASIMO компании Honda иные задачи – представительские. Он уже стал настоящей звездой YouTube! Любой мало-мальски интересующийся роботами пользователь Интернета наверняка видел захватывающие ролики, в которых похожий на космонавта механизм демонстрирует свои способности, прежде всего в нормальной ходьбе. ASIMO – аббревиатура от английского Advanced Step in Innovative Mobility (в переводе – «серьезный шаг в инновационной мобильности») и одновременно дань уважения уже упомянутому ранее Айзеку Азимову. Первейшей задачей разработчиков было создание прямоходящего робота. Но справедливости ради стоит отметить, что ходит и бегает ASIMO на полусогнутых. 

На решение специалисты компании потратили более полутора десятилетий. Еще в середине 1990-х на свет появился Honda P2 – первый в мире автономный прямоходящий андроид, способный подниматься по ступенькам и перемещаться по плоской поверхности. Электронный «человек» получился настоящим здоровяком – его рост превышал 180 см, а вес зашкаливал за два центнера. 

Следующий «ребенок» фирмы Honda – P3 – походил на человека куда больше. Во всяком случае, при росте 160 см его появление среди людей уже не вызывало панических ассоциаций с нашествием инопланетян. Вес, за счет применения магниевых сплавов и легких композитов, удалось снизить до 130 кг. «Мозг» робота, высокопроизводительный четырехпроцессорный компьютер, переместился в углепластиковый ранец. В нем же находились аккумуляторы, заряда которых хватало на 25 минут активной работы андроида. За это время робот успевал пройти около километра. Разумеется, по ровной дороге.

Самая свежая версия ASIMO выпущена корпорацией Honda (Центр фундаментальных технических исследований в городе Вако) в прошлом году. Этот «электроник» уже может бегать со скоростью до 10 км/ч. Конечно, до олимпийских рекордов еще далеко. Тем не менее, прогресс налицо. 

Об ASIMO написано много, и желающие могут легко найти самую разнообразную информацию, от пресс-релизов фирмы Honda до видеороликов, демонстрирующих, как робот исполняет роль секретаря, встречая посетителей, танцует, бегает наперегонки. Особо упорные смогут даже заказать аренду робота для участия в выставках, презентациях и других подобных мероприятиях. Удовольствие недешевое, за день работы японского гостя придется расстаться с 16 000 долларов! А купить робота не сможет никто: компания не намерена расставаться ни с одним «электромальчиком», хотя сделано их уже более сотни.
ASIMO наглядно показывает, что перспективы андроидостроения в меру радужны, но рассчитывать на скорое массовое появление искусственных людей не следует. Хотя на сегодняшний день более сотни научно-технических коллективов из Японии, Южной Кореи, США, Канады и некоторых других стран ведут весьма интенсивные работы. Проблема состоит вовсе не в том, что недостаточно сервомоторов для управления конечностями (в малыше QRIO их почти четыре десятка), шарнирные сочленения не обеспечивают достаточной свободы или пластиковое покрытие не слишком похоже на кожу. Все это трудности внешние и в близком будущем преодолимые, особенно в свете успехов биомеханики и появления новых синтетических материалов с уникальными свойствами. Проблема – в «мозгах».
Нынешние роботы могут уверенно выигрывать у вас в шахматы и шашки, но можно ли утверждать, что ноутбук с запущенной на нем программой-симулятором обладает интеллектом? Нет, ведь шахматы – это достаточно просто алгоритмизируемая и формализуемая последовательность ходов, в которой выигрывает тот, кто быстрее считает. Точно так же компьютер, способный рассчитать число «пи» с точностью до триллиона знаков после запятой, вовсе не гениальный математик уровня Гаусса, Геделя или Ферма. 
Проблема гораздо глубже, причем настолько, что порой в дело вступают метафизика с теологией: ведь мы до сих пор так и не понимаем, что же такое интеллект, даже применительно к роботам! Иногда под ним имеется в виду способность принимать решения в нестандартных ситуациях (и еще больше – нешаблонные решения в обычных условиях). Это определение, не слишком полное и однозначное, подразумевает умение робота на основе прошлого опыта или базы данных и арсенала аналитических возможностей находить решение задач, с которыми ему не приходилось сталкиваться ранее. Такое интеллектуальное поведение возможно только на основе сложных алгоритмов самообучения (эвристические алгоритмы) и творческого подхода.
А где разум – там и эмоции, которые вовсе не являются исключительно человеческой прерогативой! На самом деле это механизм адаптации и выживания любых систем, способных реагировать на раздражители вне зависимости от цвета диплома или реального IQ. Так что симпатия и неприязнь, ненависть и любовь совершенно необходимы любому мало-мальски адекватному существу. Не означает ли это, что конфликт между людьми и роботами неизбежен? 

Чему удивляться? Посмотрите вокруг: вряд ли вас окружают исключительно милые во всех отношениях персоны. Как сказал один юморист, «самое приятное в отношениях – это момент знакомства, когда еще не знаешь, какой же он мерзавец». И это обычная мирная жизнь, регулируемая этикой, моралью, религиозными нормами, Уголовным кодексом, наконец! Что же говорить о ситуациях противостояния, подчинения и зависимости? А ведь именно такими и будут коммуникации с андроидами, наделенными нормальным интеллектом. 

А может быть, ничего страшного? Вдруг интеллект – это, помимо всего прочего, еще и умение балансировать на грани между катастрофическим ускорением и застойным умиранием? А самое высшее его достижение – способность полноценно жить в окружении самых неблагоприятных факторов? Если так, то бояться нечего: робот-андроид, наделенный развитым самосознанием и продвинутым интеллектом, скорее всего, будет воспринимать людей с позиции «старшего брата» – мудрого, рассудительного, не подверженного излишним эмоциям. И в этом отношении андроид гораздо безопасней, чем, например, киборги – существа, в которых человеческое начало будет преобладать над механическим. Вопрос в другом. Сможем ли мы относиться к ним как к равным? 
Сможем ли, создав совершенные подобия самих себя, остаться людьми?

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK