я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Электронные «бычки» (18+)

О, сколь трудны муки первой фразы! В поисках эффектных предложений, способных заставить читателя забыть все на свете и ловить журналистский «месседж», выпивается не одна чашка кофе и выкуривается не один десяток сигарет… Так, может быть, начать сакраментальным «курить вредно!»?
Электронные «бычки» (18+)
В самом деле, вредно же! Глядя на траурные предупреждения на пачках, еще и противно. Задыхаясь на первой же сотне метров в бассейне, понимаешь, что глупо. И вообще! Но иногда закрадывается сомнение: «А почему, собственно, вредно?» Неужели все дело в лошадях, погибших во славу антитабачной пропаганды? Их, конечно, жалко, но как же быть с долгожителями, благополучно дымящими как паровоз до мафусаиловых лет?
ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ!.. Я САМ ПРЕКРАСНО ЗНАЮ, что статистика болезней, причина которых – привычка затянуться сигареткой после сытного обеда, говорит о редкости таких исключений. Курить вредно – и точка. И в первую очередь по причинам «пиротехническим», ведь сам по себе никотин в малых дозах оказывает тонизирующее действие. Опасность возникает при передозировке: точно так же, как и с прозаическим витамином C. (Поинтересуйтесь, к чему может привести гипервитаминоз.) Плохо другое – никотин вызывает привыкание, стимулируя выработку дофамина, так называемого «гормона счастья». А кто из нас, кроме религиозных фанатиков-аскетов, откажется от дополнительной дозы удовольствия?
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА КУРЕНИЯ В ДРУГОМ. Традиционный транспорт никотина подразумевает вдыхание горячего дыма, в котором помимо искомого продукта есть масса других веществ. И пусть от одной сигареты ни лошадь, ни человек не умрет, но за годы и годы табачного стажа в легких отложатся килограммы дегтя и сажи, которые отнюдь не способствуют долголетию и хорошему самочувствию. Новость не свежая. И модные нынче электронные сигареты тоже не революция (как это преподносят рекламисты) в сфере «безопасного курения», а просто логическое завершение уже существовавших тенденций.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭТОМ спорном направлении были предприняты давным-давно, еще в середине прошлого столетия. Табачные компании, заваленные исками курильщиков, разжившихся за годы пристрастия к зелью всевозможными легочными недугами, решили обратить минусы в плюсы. При первичных исследованиях ученые выяснили, что одними из самых агрессивных и вредных соединений в табачном дыме были нитрозамины (органические канцерогены). Они появлялись в табаке в процессе интенсивной газовой сушки. Стоило перейти на сушку горячим воздухом, как концентрация нитрозаминов упала, и этот отрадный факт позволил некоторым фабрикантам заявить о «безопасных сигаретах», сильно снижающих риск пульмонологических заболеваний.   
ПОЗЖЕ ВЫЯСНИЛОСЬ, что изменить технологию сушки недостаточно. Следующим барьером на пути дыма стал фильтр. Самое забавное заключалось в том, что первоначально он выполнялся из волокнистого асбеста (тогда о его канцерогенности медики либо не знали, либо предпочитали молчать).
Дальнейшие исследования показали, что фильтры, конечно, снижают концентрацию вредных компонентов дымового коктейля, но не настолько, чтобы сделать курение безопасным. 
«Деникотинизированные» сигареты, которые попытался продвинуть на рынок табачный гигант Philip Morris, массовый потребитель так и не принял.
Стало ясно: пока люди получают никотин, сжигая табак, принципиально ничего не изменится. И даже кальян не поможет! В этом смысле нюхательный и жевательный табак (в том числе центральноазиатский «насвай» и английский «снафф») – относительно менее опасные способы утолить никотиновую «жажду».

ИНИЦИАТОРАМИ ИССЛЕДОВАНИЙ по созданию негорящих сигарет выступили… табачные монополии. Неожиданно, правда? Как если бы производитель огнестрельного оружия одновременно выпускал и широко рекламировал бронежилеты, гарантированно защищающие носителя от ранений. Но ничего не поделаешь: как вести бизнес с репутацией убийцы миллионов? Ведь динамика доходов напрямую зависит от вывертов общественного мнения. 
Придуманный в итоге механизм транспортировки никотина в легкие по действию весьма напоминает ингалятор. Никотин совсем не обязательно доставлять именно с дымом, с этой функцией прекрасно справляется и пар, изначально лишенный смол.
И сегодня еще компания R.J. Reynolds Tobacco как-то пытается продавать «безопасные» сигареты марки Eclipse, в которых табак не горит, а, будучи пропитан глицерином, только нагревается струей горячего воздуха, проходящего через изолированную капсулу с углем.
Eclipse можно назвать предтечей пришествия электронных сигарет. Точнее, усиленно пропагандируемого бума, который еще весьма далек от апогея. В мире продано около 2 миллионов устройств, а объем продаж в 2010 году составил всего 150 миллионов долларов, включая поставки расходных материалов.
ФАРМАЦЕВТ ХОН ЛИК (Hon Like) из гонконгской компании Golden Dragon Holdings (которая позже будет переименована в RUYAN, что значит «подобно дыму») рассудил весьма здраво: изделие для безопасного курения должно быть максимально похожим на сигарету и не предполагать использование дополнительных устройств. Интенсивные конструкторские работы (скорее всего, их фундаментом послужили результаты ранее проведенных табачными гигантами исследований) завершились в 2003 году выпуском первых моделей электронных сигарет, одобренных чиновниками из многочисленных ведомств и департаментов.
ВООБЩЕ УДИВИТЕЛЬНО, почему до такого гаджета додумались только в начале XXI века! Той же R.J. Reynolds Tobacco в середине 90-х оставалось сделать финальный шаг – заключить глицериновый раствор никотина в сменную капсулу и грамотно состыковать ее с нагревателем. Но не случилось.
Этот шаг сделали китайцы, соединив в небольшом устройстве размером, естественно, с обычную сигарету испаритель (парогенератор), звучно названный «атомайзером», картридж с никотиновым раствором и батарейку. В ходе недолгой эксплуатации выяснилось, что сработал один из законов Мерфи, утверждающий, что все герметичные соединения рано или поздно герметичность теряют. Замена картриджа оказалась не такой простой операцией, и многие владельцы новых гаджетов жаловались на их протекание. Поэтому, недолго думая, разработчики просто объединили картридж и атомайзер в один сменный блок – картомайзер, который в принципе можно перезаправлять.
ОСНОВНОЙ РАБОЧИЙ ЭЛЕМЕНТ атомайзера – нихромовая спираль, нагревающая камеру испарения с пористым наполнителем. При включении (в дорогих моделях электронных сигарет оно происходит автоматически, реагируя на сигнал датчика потока воздуха при затяжке) жидкость в камере интенсивно испаряется, образуя водяной пар с примесью никотина. Его и вдыхает курильщик, желающий менее азартно вредить своим легким. Жидкости бывают различной крепости: от high до low и вообще безникотиновой zero.
Камера испарения смачивается за счет капиллярного эффекта, а поступает в нее смесь воды, глицерина, пропиленгликоля и никотина. Ужасаться такому химическому изобилию не стоит. (Знали бы вы, сколько всего мы съедаем с посуды, идеально отмытой от малейших следов жира «еще более эффективным» средством!) Дополнительные компоненты со страшными названиями нужны, чтобы связать воду в густую суспензию, не склонную к вытеканию. При нагреве и глицерин, и пропиленгликоль (многоатомный спирт, с которым, кстати, все курильщики «знакомы»: им обрабатывается табак) благополучно распадаются на безвредные составляющие. Гораздо больше вопросов могут вызвать ароматизаторы, придающие пару определенный вкус. В их составе – сложные органические соединения, при распаде способные образовать непредсказуемый химический «букет».
ИНТЕРЕСНО, ЧТО НАЧИНАЮЩИЕ «электронные» курильщики, желая снизить потребление никотина, в итоге «едят» его больше! Простая сигарета ведь имеет свойство догорать только до фильтра, а «электронку» можно курить, пока не сядет батарейка. Сейчас в электронные сигареты встраивается литиево-ионный аккумулятор, емкость которого зависит только от платежеспособности покупателя. Так что дорогие устройства позволяют накуриться буквально до зеленых чертиков. А если есть еще и USB-разъем, и «сигарету» можно заряжать от компьютера?   
КАК ПРОДУКТ, ПРЕТЕНДУЮЩИЙ на инновационность (на самом деле это не совсем так, как мы уже убедились), электронные сигареты в основном распространяются через Всемирную паутину. Путь в прайм-таймовые блоки телерекламы им закрыт по определению. Остаются надоедливые интернет-баннеры и виртуальные магазины, которым многие потенциальные покупатели подсознательно не доверяют. «Что может быть доброго из Назарета?» То бишь, что хорошего можно рекламировать в Интернете?
Недоверие подогревают многочисленные заявления экспертов, опасающихся, мягко говоря, всего на свете. Мол, и никто эти устройства клинически не проверял, и в жидкость могут намешать неизвестно что, и глаз себе можно такой сигаретой выколоть…
Безусловно, никто не проводил 20-летних испытаний, никто не контролирует бочки с пищевым глицерином, которым китайские рабочие заполняют картриджи в темных городских подвалах. Но стоит ли так бояться? Уж слишком сильно это напоминает истерику по поводу генно-модифицированных продуктов, жертвы которой всю жизнь питаются мясом коров и свиней, выведенных с помощью селекции. Тоже ведь модификация, как ни крути! И ничего, рога вырастают далеко не у всех потребителей сочных бифштексов.
НЕ СТОИТ ДУМАТЬ, что электронная сигарета немедленно позволит бросить курить. Только тот, кому это действительно надо, сможет избавиться от вредной привычки, и новомодное изобретение – только один из возможных помощников. Ведь есть еще никотиновые пластыри, жевательная резинка, ингаляторы. Электросигареты – в этом же ряду. Просто к ним надо привыкнуть и помнить, что они не замена обычным сигаретам, а своеобразное «лекарство». Говорят ведь, что слишком резкое снижение никотиновой дозы вызывает настолько сильный стресс для организма, что выдержать его могут немногие. Во всяком случае, без губительных для здоровья последствий. А зачем же терпеть дополнительные нагрузки, хотя бы и с благой целью?

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK