я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Дронам закон писан: разбираемся в правовой базе полетов над городом

Пока одни при помощи беспилотников изучают схему распространения лесных короедов, тушат пожары и следят за таянием льдов в Антарктиде, другие дарят их на день рождения. И это здорово! Коптеры все стремительнее «влетают» в нашу жизнь. Но важно помнить: дроны детям не игрушка. Их запуск контролирует целый ряд законов, незнание которых не освобождает от ответственности.
Дронам закон писан: разбираемся в правовой базе полетов над городом
Внимание, бесполетная зона! wg-plc.com

Пропеллеры, лапы и зонд – вот наши документы

Если вы давно мечтали заняться любительской аэросъемкой или последить за соседями по даче, купили для этих целей дрон и вот-вот планируете запустить его у себя во дворе, то вас, возможно, ждет разочарование. Беспилотники кажутся забавным гаджетом вроде телефона, но на деле похожи скорее на автомобили – для их эксплуатации требуются разрешение, страховка и план полета, согласованный с государством.

Начнем с того, что любой дрон – это транспортное средство (да, как самолет или машина). И оно может представлять опасность для окружающих – потерять управление, повредить имущество, угрожать здоровью людей. Представьте, что коптер упадет на чью-то машину. Вряд ли обойдется без финансовых потерь. Даже если вы мастерски пилотируете летательные аппараты и уверены в своих навыках, в небе, где находится хрупкий и легкий дрон, могут возникнуть неожиданные порывы ветра. Кроме того, в отличие от земли, где все понятно и привычно: пешеходы пропускают автомобили, а машины друг друга, – в воздухе дела обстоят немного иначе. Есть объекты, которые ограничивают использование дронов: режимные, военные и особо охраняемые. К ним относятся центральные районы городов, военные полигоны, аэропорты. Большое значение имеет и высота, на которой будет летать коптер, – с точки зрения того, чтобы не столкнуться с пилотируемой авиацией. При запуске дрона все эти отягощающие факторы следует учитывать: беспилотник – ваша зона ответственности, воздух – государственная.

Если дрон весит больше 150 г, то для его запуска нужно собрать целый пакет документов и предоставить в городской Комитет по транспорту. Среди них: паспорт, свидетельство о постановке дрона на учет, страховка, документ, подтверждающий подготовку внешнего пилота, заявление и план полета. Если собираетесь вести съемку, то нужно отдельное разрешение на ее проведение от ФСБ и Генерального штаба. Все отснятые материалы потом передаются им на контрольный просмотр. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Конечно, его лучше подавать заранее, особенно если вы планируете мероприятие с точной датой, которую нельзя подвинуть. Будет обидно не успеть к свадьбе или концерту. За нарушение закона предусмотрен штраф (от 2 до 5 тыс. рублей), а в случае, если дрон неудачно упал и нанес вред здоровью или имуществу – даже лишение свободы. Раскрытие государственной тайны тоже грозит проблемами – за съемку в неположенных местах предусмотрены штрафы.

В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства все аппараты, взлетающие в границах населенных пунктов, должны получить разрешение от органов местного самоуправления, а в городах федерального значения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь) – от исполнительной власти.

Список организаций для согласования полета беспилотника над Санкт-Петербургом:

  • СЗ МТУ Росавиации,
  • Зональный центр ЕС ОрВД,
  • СЗ Федеральная служба охраны РФ,
  • Западный военный округ МО РФ.
Впрочем, владелец беспилотника сам в эти организации не обращается, он взаимодействует только с Комитетом по транспорту. Остальная документация проходит между ведомствами.

Слежка за дронами

На большинстве беспилотников, особенно если они принадлежат юрлицам и используются в коммерческих целях (снимают стройку, например), установлены так называемые вторичные ответчики, сопоставимые с теми, которые стоят на пилотируемых летательных аппаратах – самолетах и вертолетах. Вторичный ответчик – это устройство, которое отвечает на запрос наземных приемо-передающих станций с земли. Он передает информацию о воздушном судне, скорость и высоту полета. Система мониторинга пространства по показаниям трех базовых станций определяет местоположение объекта и транслирует полученную информацию на автоматизированное рабочее место оператора. В отметке сообщается, кому принадлежит дрон, какие у него параметры и цель. Проверку наличия у него разрешения система осуществляет в автоматическом режиме и в случае выявления нарушения заносит информацию в событийный журнал для дальнейшего ее анализа оператором.

1175.jpgРадиолокатор vniira.ru

Но некоторые беспилотники, понятно, поднимаются в воздух без вторичного ответчика. Их «ловит» система мониторинга воздушного транспорта. «В Петербурге установлен локатор, который видит в том числе дроны с выключенными ответчиками. Его установили в конце декабря, сейчас он находится в режиме тестирования (подконтрольной эксплуатации). Плотная городская застройка, конечно, формирует некоторые слепые зоны. Локатор работает по принципу радиолокации – он сканирует все, что в воздухе, начиная от птиц и заканчивая самолетами. Специальная программа позволяет встроить фильтр, который отсеивает пернатых и акцентируется только на дронах. Если такой локатор засекает незарегистрированный коптер, Комитет по транспорту сообщает в Росавианадзор», – рассказывает Александра Бахмутская, директор Санкт-Петербургского госучреждения «Агентство внешнего транспорта».

5 (1).jpg Экран АРМ системы мониторинга воздушного пространства

Дроноводство

Квадрокоптеры нужны людям, и сфера их применения обширна. Их успешно используют для мониторинга состояния чего бы то ни было: нет смысла проходить многокилометровый трубопровод, запустим дрон, и он пролетит его за пару часов. Беспилотник сможет проконтролировать этапы стройки многоэтажки, попасть туда, куда обычным людям сложно будет добраться.

МЧС тоже активно применяет беспилотники – для мониторинга льда, при анализе состояния крыш или тушении пожаров. Жужжащие «спасатели» с тепловизорами обнаруживают очаги возгорания, незаметные глазу или просто недоступные людям. Коптеры помогают быстро локализовать пожар, а камера с тепловизором обнаруживает пострадавших в труднодоступных местах, даже если вокруг темно. Полиция использует их для мониторинга оперативной обстановки, профилактики и раскрытия правонарушений, контроля за соблюдением общественного порядка на массовых мероприятиях. Это позволяет задействовать людей для более сложных дел.

Полезны дроны и в сельском хозяйстве, где они часто заменяют самолеты. Контроль состояния растений при помощи мультиспектральных камер – тоже новое направление на рынке дронов. Их применяют для мониторинга заповедников и лесов: дроны помогают отслеживать миграцию диких животных и подсчитывать численность редких видов, составляют карты и трехмерные модели ландшафта. Мультиспектральные камеры легко находят деревья, пораженные паразитами или засухой.

Drone-ELite-Montreal-2019-layers-drone-demo-1.jpgМониторинг сельскохозяйственного поля innovationsoftheworld.com

А вот с перевозкой грузов по воздуху все немного сложнее. Беспилотники в Санкт-Петербурге товары не перевозят – не выдается такое разрешение, поскольку для этого необходим сертификат эксплуатанта, порядок получения которого пока не установлен в России. «Пока не решена проблема безопасности полетов дронов вообще. У них должна быть предусмотрена система безопасного снижения при отказе двигателя и при потере связи так, чтобы приземление не создавало никаких угроз на земле ни для людей, ни для имущества, ни для груза, ни для самих дронов. Пока эти вопросы технологически не решены, поэтому над Петербургом беспилотной перевозки грузов нет», – объясняет Александра Бахмутская.

drone-mitigation-solutions-cpaturing-by-net.jpg Перехватчик, вооруженный сетью Фото: Francois Mori/AP/SIPA, csmonitor.com

Нормативные документы, которые регламентируют использование воздушного пространства беспилотников:

  • Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 171 «Об утверждении инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений».
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 января 2012 г. № 6 «Об утверждении Федеральных правил “Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации”».
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 13 «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации».
  • ГОСТ Р 56122–2014. Беспилотные авиационные системы. Общие требования.

Стой, кто летит!

Дроны умеют делать много полезного, но и могут быть опасны: вандализм и угроза гражданской авиации – самые легкие примеры «плохого» поведения коптеров. Беспилотники в аэропортах или в подлетных зонах настораживают службы контроля. Для их устранения используют дроны-перехватчики: они сбивают нарушителей или захватывают их сетью. Но случаи беспечного обращения с БПЛА, естественно, приведут со временем к ужесточению законодательства по части их использования. Так что, если нынешние владельцы коптеров станут халатно относиться к своим обязанностям, следующим поколениям, возможно, приобрести жужжащего робота будет гораздо сложнее.


Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK